ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 13 мая 2008 года N 772-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ НА 2008-2010 ГОДЫ"
Принят областным Советом народных депутатов 24 апреля 2008 года
{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 05.02.2010 г. N 1024-ОЗ; НГР: ru57000201000055}
Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С. Строев
г. Орел
13 мая 2008 года
N 772-ОЗ
Областная целевая программа "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы"
Наименование | областная целевая программа Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для | - распоряжение Коллегии Орловской области от 8 февраля 2007 года N 42-р "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы" (В редакции Закона Орловской области от 05.02.2010 г. N 1024-ОЗ ) |
Период реализации | -2008-2010 годы |
Цели и задачи | - гарантированное обеспечение населения Орловской области питьевой водой, отвечающей гигиеническим нормативам, увеличение надежности систем водоснабжения, повышение качества предоставления услуг населению. |
Мероприятия | - включают в себя: |
Объем финансирования, необходимый для выполнения Программы | - всего из областного бюджета - 30000,00 тысяч рублей, в том числе: |
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом индексов-дефляторов, применяемых в строительстве. | |
Ожидаемые конечные результаты, | - снижение уровня износа объектов водоснабжения с 57 процентов (2007 год) до 52 процентов (2010 год), увеличение объемов капиталовложений в объекты водоснабжения; |
Государственный | - Губернатор Орловской области |
Разработчик Программы | - Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области |
Сроки разработки | - 2007 год |
Стоимость разработки Программы | - без финансовых затрат |
Исполнитель Программы | - Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 05.02.2010 г. N 1024-ОЗ ) |
Основные участники Программы | - Департамент экономики Орловской области; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, за целевым использованием средств - Департамент финансов Орловской области" (В редакции Закона Орловской области от 05.02.2010 г. N 1024-ОЗ ); |
Обеспечение населения Орловской области питьевой водой - одна из приоритетных проблем, решение которой необходимо для сохранения здоровья и повышения уровня жизни населения. Необходимость ее решения обусловлена также повсеместным ухудшением состояния водоисточников, техническими трудностями получения питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам. В настоящее время вопросы охраны здоровья населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Орловской области имеют приоритетное значение. При этом обеспечение населения питьевой водой из централизованных систем водоснабжения является одной из ключевых проблем, связанных с вопросами здоровья и благополучного проживания людей.
Задача по обеспечению населения питьевой водой является многогранной и объемной, поэтому требует комплексного решения с помощью программно-целевого метода. Успешная реализация мероприятий по улучшению обеспечения населения питьевой водой возможна только при взаимодействии органов власти всех уровней, а также концентрации финансовых, технических и научных ресурсов, что и призвана решить настоящая Программа.
Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения, в результате чего повысятся качество предоставляемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, эффективность и надежность работы систем водоснабжения и водоотведения.
Основным источником питьевого водоснабжения в Орловской области являются подземные воды, прогнозные эксплуатационные ресурсы которых превышают 2591 куб. метров в сутки для нужд населения.
Качество воды поверхностных водных объектов Орловской области, используемых для водоснабжения населения, в ряде случаев не отвечает нормативным требованиям к питьевой воде и оценивается как неудовлетворительное. Используемые подземные воды для водоснабжения населения имеют лучшее качество и отвечают требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода". Но анализы подземных вод из года в год подтверждают повышенные жесткость и содержание железа. В 2006 году в Орле основной реагент обеззараживания -хлор заменен на раствор гипохлорита натрия, который гораздо безопаснее в использовании и хранении, дает лучшие результаты по обеззараживанию.
Кардинальное ухудшение ситуации в сфере водоснабжения произошло в период 2000-2002 годов в условиях массовой передачи сетей водоснабжения от производственных предприятий в муниципальную собственность без увеличения финансирования коммунальных предприятий. В связи с этим основные задачи областной Концепции "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой", разработанной в 1998 году и направленной на улучшение качества питьевой воды, не были выполнены. На протяжении 2000-2002 гг. плановый ремонт сетей водоснабжения уступил место аварийно-восстановительным работам. Поэтому начиная с 2002 года и в современных условиях большая часть усилий направлялась и должна быть направлена в дальнейшем на восстановление и реконструкцию существующих сетей водопровода.
В соответствии с постановлением Главы администрации Орловской области от 18 сентября 1998 N 35, утвердившим Концепцию программы "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой" на территории Орловской области в период 1998-2006 гг.", сложились следующие основные показатели развития отрасли водоснабжения (таблица!):
Таблица 1
N | Показатели | В разрезе лет | |||
1998 год | 2000 год | 2004 год | 2006 год | ||
1 | Отпуск воды потребителям, тыс. куб. м/год | 51768 | 49551 | 49776,1 | 53551,7 |
2 | Одиночная протяженность муниципальных сетей, км | 1230,5 | 1392,5 | 3159,2 | 3306,2 |
3 | Установленная производственная мощность насосных станций 1 подъема, т. куб. м/сутки | 254,4 | 284,8 | 336,7 | 339,8 |
4 | Оборудование муниципального жилищного фонда водопроводом, % | 95,9 | 95,9 | 89 | 93 |
5 | Износ основных фондов, % | В пределах нормативов | В пределах нормативов | 70 | 61 |
Положение с обеспечением населения отвечающей нормативам питьевой водой в Орловской области вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (98% городского и 68% сельского) населения централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Многолетние данные социально-гигиенического мониторинга показывают, что из 2201 подземного источника централизованного питьевого водоснабжения пятая часть (22,6%) не отвечает санитарным нормам и правилам, в том числе 18,6% - из-за отсутствия зон санитарной охраны.
Наибольший удельный вес водоисточников, не имеющих зон санитарной охраны, характерен для Болховского (76%), Глазуновского (33,3%), Должанского (70%), Залегощенского (41,7%), Колпнянского (55%) районов. Отмечается наличие солей железа в концентрациях, превышающих допустимые, в источниках централизованного водоснабжения на территории Глазуновского (91,3%), Кромского (75,0%), Орловского (43,1%), Троснянского (46,3%),Урицкого (41,4%) районов при среднеобластном показателе 20,2%. Неудовлетворительное качество воды в местах водозаборов по микробиологическим показателям в 2007 году отмечалось в 15 районах области, в разводящей сети - в 20 районах области.
С каждым годом коммуникации ветшают все больше, но из тех труб, которые находятся в аварийном состоянии, сейчас меняется только половина.
Действующая в регионе система водоснабжения имеет износ более 55%, в результате чего вода, соответствующая нормам практически по всем показателям, теряет свое качество в процессе подачи по сетям до конечного потребителя. Отрицательно сказывается на качестве подземных вод и состояние окружающей среды.
Санитарно-техническое состояние большого числа источников водоснабжения и водопроводов оценивается как неудовлетворительное. Практически по всем скважинам сельских поселений отсутствуют ограждения зон строгого режима, скважины не оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, кранами для отбора проб воды. Территории зон строгого режима не обустраиваются, павильоны артезианских скважин замусорены, отсутствует герметизация оголовков скважин, что приводит к загрязнению вод подземного горизонта. Часть водопроводов в сельских поселениях пребывает в нерабочем состоянии. Около 75% водоразборных колонок, установленных на сельских водопроводах, находятся в неисправном состоянии, часть из них снята с сети. Горловины смотровых колодцев полуразрушены, колодцы заполнены поверхностными стоками, что приводит к подсосу загрязненных стоков в водопроводную сеть.
Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют в ряде случаев более 20% от общего объема добываемой воды из скважин, большое количество теряется в жилом фонде из-за утечек в санузлах и приборах водораздачи.
Локальными источниками водоснабжения сельских населенных пунктов являются шахтные колодцы. Санитарно-техническое состояние большинства из них оценивается как неудовлетворительное. Шахтные колодцы не оборудованы глиняными замками, навесами, крышками, бетонными отмостками. Не проводится ежегодная очистка колодцев от ила и грязи.
Существующие проблемы надежного и качественного водоснабжения и водоотведения создают постоянную угрозу возникновения вспышек острых кишечных инфекционных заболеваний и вирусного гепатита А на территории области и способствуют распространению инфекции. Разводящие водопроводные сети находятся в неудовлетворительном состоянии. Высокая аварийность, большой процент утечек воды и вторичное загрязнение транспортируемой воды усугубляют проблемы.
По данным, полученным от администраций муниципальных образований, всего по области требуют замены 1226 километров ветхих аварийных водопроводных сетей от общей протяженности 4698 километров. Из числа сельских населенных пунктов каждый третий населенный пункт имеет частично или не полностью работающую водопроводную сеть.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния коммунальных систем водоснабжения Орловской области является неблагополучное финансово-экономическое положение большинства предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.
Хроническое недофинансирование отрасли обусловливает постоянное сокращение объемов ремонтных работ, проведения реконструкции, замены изношенного оборудования и ветхих сетей на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства.
Остро стоит вопрос обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
Задача по обеспечению населения области питьевой водой очень сложна, многообразна и требует комплексного поэтапного решения.
По экспертной оценке, потребность в инвестициях в коммунальное водопроводное хозяйство Орловской области для решения имеющихся проблем по состоянию на 1 января 2007 года составляет около 1,4 миллиарда рублей.
В областном бюджете Орловской области ежегодно предусматриваются капитальные вложения в реконструкцию водопроводно-канализационного хозяйства, однако только применение программно-целевого метода решения возникших проблем позволит найти эффективные пути их решения.
При выполнении инвестиционных мероприятий особенно проблемными вопросами остаются своевременная разработка, согласование и экспертиза необходимой проектно-сметной документации.
На основании анализа фактического состояния централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения можно сделать вывод, что водопроводно-канализационное хозяйство Орловской области находится в неудовлетворительном состоянии. Причин этого сложного положения достаточно много. Не существует отдельно взятой меры, принятие которой помогло бы изменить ситуацию в отрасли. Подход к решению задач должен быть комплексным и направлен на устранение всех причин одновременно.
Настоящая Программа основывается на результатах исследований, выполненных с учетом рекомендаций, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г. N 292 "О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения".
Основанием для разработки Программы является распоряжение Коллегии Орловской области от 8 февраля 2007 года N 42 "О разработке областной целевой программы "Обеспечение населения Орловской области питьевой водой на 2008-2010 годы".
Главными целями Программы обеспечения населения Орловской области питьевой водой являются:
- улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном нормативном количестве;
- улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в Орловской области;
- восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.
Программа учитывает финансово-экономические и организационные возможности региона.
Основной задачей Программы является реализация комплекса мероприятий, которые должны обеспечить:
- охрану источников питьевого водоснабжения;
- повышение качества питьевой воды по микробиологическим и физико-химическим показателям;
- сокращение непроизводительных расходов воды;