ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие образования в Алтайском крае" на 2008-2010 годы
Наименование | ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2008 - 2010 годы (далее -"программа") |
Субъект | управление Алтайского края по образованию и делам молодежи |
Цель и задачи | Цель: |
Целевые | количество образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности, ед.; |
Программные | внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, развитие единой образовательной информационной среды; |
Сроки реализации | 2008-2010 годы |
Объемы и | объем финансирования программы составляет 416312,0 тыс. рублей: |
Ожидаемые | внедрение учреждениями общего образования федеральных государственных стандартов общего образования; |
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры в крае является обязательным условием развития общества и экономики.
Кадровые ресурсы, качество которых во многом определяется состоянием краевой системы образования, выступают гарантом обеспечения устойчивого экономического развития Алтайского края в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации краевой системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы края в формировании условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Для достижения цели в ближайшие годы необходимо обеспечить оптимальное соотношение финансовых затрат и качества предоставления услуг в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в краевую систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов; повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность сферы образования.
Анализ состояния ресурсной базы сельских общеобразовательных учреждений и результатов их деятельности показал, что если в городской местности на одного учителя в дневной общеобразовательной школе в среднем приходится 13 обучающихся, то в сельской - 7. В сельских школах наиболее высоки темпы роста количества квалифицированных педагогических кадров, достигших пенсионного возраста. В них слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения. Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, в городской местности составляет 35,4%, в сельской местности - 22,3%. В аспекте ресурсного обеспечения профильного обучения для общеобразовательных школ края необходимы педагоги, компетентные в области информационно-коммуникационных технологий, способные обеспечить и сопровождать процесс дистанционного обучения старшеклассников. У учителей общеобразовательных школ недостаточно навыков преподавания элективных учебных предметов, организации учебных практик, проектной, исследовательской деятельности.
Дефицит ресурсов в условиях перехода к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, развитию новых форм контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического труда может еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей.
Одной из ключевых задач политики в сфере образования является обеспечение доступного качественного общего образования для детей независимо от места жительства. В основе требования обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам лежит понимание взаимосвязи между образовательным уровнем населения, с одной стороны, и темпами социально-экономического и социально-политического развития края - с другой. Сложившееся различие условий организации образовательного процесса в рамках различных образовательных учреждений, обусловленное комплексом факторов, является реальным препятствием социального развития территориальной системы образования.
В результате дифференциации сети общеобразовательных учреждений в крае сложилась сеть инновационных учреждений, обеспечивающих реализацию программ углубленного, профильного уровней изучения предметов. По данным на 2007-2008 учебный год, из 99 таких учреждений 74 расположены в городской местности, в них обучаются 46066 учащихся. В сельской местности функционирует только 25 образовательных учреждений такого типа, в которых обучаются 3255 школьников. Количество учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городских поселениях, составляет 111596 человек. В городской местности проблемы функционирования и перспективы развития сети образовательных учреждений имеют свои особенности и нуждаются в решении. Если в гимназиях и лицеях наполняемость классов превышает нормы, то средняя наполняемость классов в школах на протяжении ряда лет остается ниже норм, установленных санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Это свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов и о необходимости принятия специальных мер, обеспечивающих равенство прав граждан на получение качественного образования.
Освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования заканчивается итоговой аттестацией выпускников в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Освоение образовательных программ основного общего образования заканчивается государственной итоговой аттестацией выпускников (ГИА). Для организации и проведения ЕГЭ и ГИА в крае ежегодно готовятся нормативные правовые, инструктивно-методические документы, регламентирующие их организацию и проведение. Формируются составы предметных конфликтных комиссии. Для обработки результатов ЕГЭ и ГИА созданы региональный центр обработки информации и межрайонные центры обработки данных.
{ Абзац девятый раздела 1 изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 10 июня 2010 года N 251. }
Организационно-технологическая структура проведения ЕГЭ и ГИА постоянно совершенствуется, что требует ежегодного вложения финансовых средств. Результаты сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ и ГИА позволяют проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных учебных предметов, определить причины неудовлетворительных результатов и наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
{ Абзац десятый раздела 1 изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 10 июня 2010 года N 251. }
Особого внимания требует оздоровление детей и их занятость в каникулярное время. В крае сложилась система оздоровления и занятости детей в летний период. Функционирует 83 загородных оздоровительных лагеря, проводятся краевые профильные смены. Ежегодно в лагерях различного типа и вида оздоравливается более 50% детей школьного возраста. Для обеспечения безопасного пребывания детей в загородных лагерях осуществляется акарицидная обработка их территорий за счет средств краевого бюджета. С целью оздоровления детей из районов, не имеющих своих лагерей, в крае сформирована сеть межрайонных лагерей, на укрепление материальной базы которых ежегодно требуется финансовая поддержка из краевого бюджета.
В учреждениях среднего и высшего профессионального образования среди студентов высока доля социально незащищенной молодежи, которым необходима поддержка в виде социальных стипендий. Это лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, молодые матери-одиночки.
Среди проблем, связанных с состоянием сети образовательных учреждений, можно выделить проблему модернизации их материально-технической базы. Наблюдается определенное несоответствие уровня обеспеченности малых сельских школ современным требованиям по техническому и информационно-методическому оснащению.
Для организации профильного обучения в школах края не хватает компьютеров, медиатехники, лабораторий, лабораторного оборудования, производственного оборудования, интерактивных досок, других наглядных и технических средств, а также помещений.
В рамках реструктуризации сети образовательных учреждений создаются базовые школы. Для обеспечения подвоза учащихся в базовые школы за период с 2003 по 2007 год городам и районам края выделена 321 единица автотранспорта. Дальнейшая реструктуризация школ расширяет возможности получения качественного образования, обеспечивает выполнение школьниками края государственных образовательных стандартов во всех предметных областях.
В условиях реализации закона Алтайского края от 07.12.2007 N 130-ЗС "О патронатном воспитании" в крае принят ряд мер по созданию системы патронатного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот.
Патронат воспитанников учреждений для детей-сирот позволит сократить количество детей всех возрастов, находящихся в детских домах, реализовать государственную политику по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот.
Постинтернатный патронат, как форма оказания социальной помощи выпускникам учреждений для детей-сирот из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет в постинтернатный период и на время получения профессионального образования, позволит обеспечить более эффективную постинтернатную адаптацию и сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Реализация мероприятий программы позволит создать новые институциональные механизмы, оптимизировать использование имеющихся в крае организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения стратегической цели развития образования, проводить единую краевую образовательную политику, обеспечить дальнейшее развитие единого образовательного и информационного пространства, реализовать государственную политику по семейному устройству и сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях для детей-сирот.
Целью программы является обеспечение условий для модернизации краевой системы образования и удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в доступном и качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования происходящих изменений в краевой системе образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.
Каждая из задач программы носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития образовательной системы Алтайского края, определенных постановлением Администрации Алтайского края от 02.03.2006 N 85 "О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006-2008 годы", законом Алтайского края от 07.12.2007 N 130-ЗС "О патронатном воспитании".
Для достижения пели должны быть решены следующие задачи: