Действующий

О республиканской целевой программе "Профилактика коррупции в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы"

3.2. Антикоррупционный мониторинг и аудит, мониторинг коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики


Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.

Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также возмещения причиненного такими правонарушениями вреда, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

Эффективная реализация антикоррупционной политики должна основываться на постоянно функционирующей обратной связи, заключающейся в мониторинге уровня и структуры коррупции. Мониторинг необходим для оценки эффективности управляющих воздействий и их корректировки, он должен выполнять функцию диагностики, вследствие чего будут возможны постоянная и оправданная корректировка антикоррупционной политики, ее приспособление к изменяющимся условиям и видоизменяющейся коррупции. Предусмотренные в Программе процедуры направлены на две стратегические цели: обеспечение обратной связи и диагностику.

Для обеспечения общей цели (повышение эффективности антикоррупционной политики) мониторинг коррупции должен решать следующие задачи: изучение общепринятой антикоррупционной практики; вскрытие механизмов коррупционных сделок; измерение уровня коррупции; измерение структуры коррупции; анализ факторов, способствующих коррупции; выявление ресурсов антикоррупции; выявление рисков антикоррупции и очагов возможного сопротивления антикоррупционной политике.

Решение диагностических задач осуществляется с помощью следующих инструментов: анализ функционирования органов государственной власти; изучение статистики (экономической, криминальной и т.п.); изучение конкретных уголовных дел и судебно-следственной практики; анализ законодательства; анализ прессы; социологические технологии (включенное наблюдение, интервью, фокус-группы, формализованные интервью).