ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 19 мая 2008 года N 56-РЗ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ В 2008 ГОДУ"
{Изменения:
Закон Республики Алтай от 10.11.2008 N 108-РЗ; НГР: ru02000200800431}
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
29 апреля 2008 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2008 году".
Правительству Республики Алтай предусматривать средства для реализации мероприятий республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2008 году" при формировании республиканского бюджета Республики Алтай.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
Утверждена
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой программе
"Проведение административной реформы
в Республике Алтай в 2008 году"
Республиканская целевая программа
"Проведение административной реформы в Республике Алтай
в 2008 году"
1. Паспорт
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Республике Алтай в 2008 году" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (от 09.02.2008 года N 156-р); |
Государственный заказчик | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
Основные разработчики | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
Цели и задачи Программы | Цели: |
Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы - 2008 год. |
Перечень | Внедрение и совершенствование системы результативного управления в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай; |
Исполнители Программы | Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай и государственные учреждения Республики Алтай; |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы составляет 26630 тыс. рублей, в том числе: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай и иных заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг до 60 процентов; |
Предполагаемые участники Программы | Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай; |
2. Общие положения
Программа направлена на достижение целей и задач в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и Планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (от 09.02.2008 года N 156-р) (далее - Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах), а также на эффективную реализацию подпрограмм "Реформирование государственного управления и местного самоуправления" и "Кадровое обеспечение" Программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2006-2009 годы, утвержденной Законом Республики Алтай от 17 ноября 2006 года N 93-РЗ (далее - Программа социально-экономического развития Республики Алтай на 2006 -2009 годы).
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Реформирование системы государственного управления является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Дублирование и избыточность функций государственного управления, недостаточная публичность деятельности органов государственной власти, низкое качество предоставляемых государственных услуг снижают доверие населения и бизнес-структур к власти и, в конечном счете, становятся сдерживающими факторами развития.
На преодоление указанных проблем направлена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, предусматривающая активное участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий административной реформы.
Республика Алтай начала активно интегрироваться в процесс реформирования административно-управленческих структур и бюджетной сферы. На сегодняшний день достигнуты определенные результаты в области стандартизации и контроля качества предоставления государственных услуг, повышения эффективности и публичности бюджетных расходов.
Установлены перечни стандартов качества по четырем основным отраслям: образование, здравоохранение, социальная политика и культура (постановление Правительства Республики Алтай N 124 от 25.06.2007 года "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг, предоставляемых за счет республиканского бюджета населению Республики Алтай").
В 2007 году доля отраслевых расходов республиканского бюджета, имеющих перечни стандартов качества предоставления бюджетных услуг, составила: 88,2% - в образовании, 81,1% - в социальной политике, 71,3 % - в здравоохранении, 80,0% - в культуре. Доля стандартизированных расходов в общих расходах бюджета Республики Алтай в 2007 году составила 40,8% (3137,4 млн. рублей), в 2006 году этот показатель составлял 11% (625,8 млн. рублей).
Внедрение процедур регламентации и стандартизации бюджетных слуг было сопряжено с проведением обязательного исследования мнения населения Республики Алтай о качестве предоставляемых бюджетных услуг (в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2006 года N 20 "Об утверждении Порядка проведения опроса населения Республики Алтай о качестве предоставляемых бюджетных услуг").
По итогам опроса, проведенного в 2007 году, в сравнении с показателями 2006 года отмечается повышение удовлетворенности граждан деятельностью органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг. При этом потребителями государственных услуг обозначены основные проблемы и направления повышения эффективности работы органов власти, предоставляющих соответствующие услуги:
длительные сроки предоставления услуг, выполнения надзорных мероприятий, отнимающие у граждан и организаций продуктивное время (длительное время получения государственных услуг; большие временные потери в очереди на получение услуг; необходимость многократного взаимодействия с органом власти; длительный срок непосредственного взаимодействия с чиновником);
некомфортные условия оказания государственных услуг при взаимодействии с органами власти (ветхость отдельных зданий и помещений; несоответствие помещений современным требованиям к обслуживанию);
дефицитность отдельных видов и неравная доступность государственных и бюджетных услуг (неудобный график работы государственных органов; трудность получения услуг жителями и организациями, находящимися в удаленных и малых поселениях; отсутствие открытой информации о порядке предоставления государственных услуг; фактическая платность отдельных услуг; сложность получения услуг лицами с ограниченными физическими возможностями);
необходимость повышения квалификации специалистов ведомств, оказывающих услуги, как в профессиональной, так и в коммуникативной сфере.
Одним из важнейших направлений в сфере повышения доступности государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Республики Алтай населению и бизнесу, стали разработка и принятие распоряжения Правительства Республики Алтай от 06.11.2007 года N 550-р "О порядке формирования и ведения сводного реестра государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями Республики Алтай", а также проведение работ по формированию данного реестра.
В настоящее время на официальных Интернет-ресурсах Правительства Республики Алтай размещен "Сводный реестр государственных услуг", содержащий сведения о 279 услугах и их характеристиках (результатах, стандартах), информацию об организациях, их оказывающих (наименование, почтовый и электронный адрес, телефон, Ф.И.О. ответственного исполнителя).
С 2006 года запущен в эксплуатацию Интернет-ресурс официального информирования о государственных и муниципальных закупках ., который позволил значительно расширить количество участников конкурсных процедур, а во многих случаях обеспечивает производителям товаров и услуг непосредственный выход на участие в конкурсных процедурах, минуя посредников.
В 2005-2006 годах Правительством Республики Алтай был реализован проект по созданию информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Алтай (ИАС "Прогноз"). ИАС "Прогноз" успешно использовалась для разработки Программы социально-экономического развития республики на 2006-2009 годы, Технико-экономического обоснования создания на территории Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
В настоящее время существует потребность в модернизации и расширении функциональных возможностей ИАС "Прогноз", обусловленная переходом в планово-прогнозной деятельности от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным горизонтам планирования, автоматизации процессов формирования Докладов о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) органов исполнительной власти.
Необходимо отметить слабое взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и населения с использованием информационно-коммуникационных технологий - существует необходимость решения данной проблемы в рамках проведения административной реформы, в частности, программно-аппаратной поддержки, информационного продвижения государственных Интернет-ресурсов и проектов информатизации, значимых для населения и бизнеса.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 26.05.2005 года N 80 "О мерах по повышению результативности расходов республиканского бюджета Республики Алтай" одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Республике Алтай в 2005-2007 годах, в рамках которой разработано Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
По состоянию на 01.01.2008 года 8 (36% от общего числа) из 22 субъектов бюджетного планирования разработали и утвердили ДРОНД с горизонтом планирования до 2010 года, у 14 субъектов бюджетного планирования работа по ДРОНД находилась в завершающей стадии.
Актуализация ДРОНД должна осуществляться непрерывно, поскольку качество процедур прогнозирования и планирования показателей социально-экономического развития, внедрение в деятельность принципов бюджетирования, ориентированного на результат, составляют основу эффективности работы субъектов бюджетного планирования.
Наметились устойчивые позитивные тенденции в работе органов исполнительной власти по взаимодействию с бизнес-структурами. Так, в 2007 году за счет средств республиканского бюджета предоставлено субсидий на погашение процентных ставок по привлеченным кредитам субъектам предпринимательской деятельности общим объемом 22,893 млн. рублей, что больше уровня 2006 года в 5 раз. На республиканском и местном уровнях был принят ряд нормативных правовых актов, значительно улучшивших инвестиционный климат региона.
В последние годы сложилась практика проведения ежегодных республиканских совещаний с общественными структурами, представляющими интересы предпринимательского сообщества.
Как итог указанных мероприятий, объем инвестиций в основной капитал, осуществленных на территории Республики Алтай в 2007 году, по данным государственного статистического наблюдения составил 5,7 млрд. рублей, темп роста к уровню 2006 года составил 125,3%.
Органы государственной власти приступили к работе по оптимизации (устранению дублирования и избыточности), инвентаризации оказываемых государственных функций, что привело к сокращению в 2007 году общей численности государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Республики Алтай к уровню 2006 года на 18%, до уровня 302 человека.
Важнейшим направлением реализации административной реформы является разработка административных регламентов государственных услуг и функций.
В 2007 году в качестве пилотных были отобраны 15 административных регламентов оказываемых государственные услуг и функций: в области архивного дела, пенсионного обеспечения, экологии и природопользования, рассмотрения обращений граждан, оборота алкогольной продукции, развития агропромышленного комплекса. Данные регламенты утверждены приказами соответствующих органов исполнительной власти и внедрены в работу.
Очевидна необходимость дальнейшей работы в указанном направлении, обеспечения широкого применения административных регламентов в деятельности органов государственной власти, особенно в части государственных услуг, наиболее востребованных населением и бизнесом.
Значительная роль в работе органов государственной власти должна быть отведена борьбе с коррупцией, ее профилактике. Требуются разработка соответствующего закона о противодействии коррупции, масштабный антикоррупционный анализ нормативных правовых актов и иных актов органов государственной власти, при необходимости - внесение изменений в них.
Следует отметить, что административная реформа в Республике Алтай осуществляется фрагментарно, медленными темпами, слабо поддерживается общественностью, уровень ее проникновения в республиканские и муниципальные органы исполнительной власти недостаточен.
Проведенный анализ позволяет выделить основные проблемы повышения эффективности государственного управления в Республике Алтай:
низкое качество и доступность государственных услуг и других продуктов деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай для граждан и организаций (бюджетных услуг, контрольно-надзорной деятельности, регулирования, деятельности по реализации проектов развития);
недостаточно активная работа по внедрению административных регламентов оказания государственных услуг порождает незащищенность от субъективизма чиновников, создает возможности для злоупотребления служебным положением со стороны последних в ходе оказания государственных услуг, осуществления контрольно-надзорной деятельности;
слабая ориентация и мотивация исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и подведомственных им организаций в своей деятельности на конечный результат и, в первую очередь, на удовлетворенность граждан и организаций продуктами деятельности органов власти;
незавершенность процесса оптимизации структуры и функционала исполнительных органов государственной власти Республики Алтай;
недостаточное соответствие имеющейся системы информационного обеспечения (уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий) исполнительных органов государственной власти Республики Алтай требованиям административной и бюджетной реформ;
недостаточное нормативное правовое обеспечение перехода реформы с федерального на региональный и муниципальный уровни, необходимость формирования правового поля "с нуля" при отсутствии сведений об универсальных и типовых решениях как методологического, так и нормативного характера.