Реализация мероприятий данного направления административной реформы в Алтайском крае нацелена на повышение качества государственных услуг, обеспечение их максимальной доступности для населения Алтайского края и организаций, ориентацию соответствующей деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и подведомственных им организаций именно на интересы пользователей (потребителей) тех или иных государственных услуг. Потребителю должна быть предоставлена реальная возможность уяснения последовательности и содержания юридически значимых действий, совершаемых им с целью получения государственной услуги, и оказана необходимая помощь. Количество таких действий должно быть минимизировано, а сама процедура предоставления государственной услуги предельно упрощена в рамках действующего законодательства. Это, в свою очередь, предполагает оптимизацию административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти Алтайского края, в частности, посредством внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В целях стандартизации и регламентации деятельности органов исполнительной власти Алтайского края в 2007 году сформирован и решением комиссии по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы Алтайского края от 31.08.2007 утвержден реестр (перечень) предоставляемых органами исполнительной власти Алтайского края государственных услуг (включает в себя 104 государственные услуги), подготовлены методические рекомендации по разработке соответствующих административных регламентов, также утвержденные вышеупомянутой комиссией.
В I - II кварталах 2008 года предстоит внедрение административных регламентов по оказанию государственных услуг: социальная поддержка отдельных категорий граждан путем предоставления ежемесячных выплат, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, предоставление органами ЗАГС государственной услуги по выдаче документов заинтересованным лицам, лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. При этом накопленный опыт подготовки пилотных проектов административных регламентов должен стать основой эффективного осуществления аналогичной деятельности в 2008 и последующие годы в системе органов исполнительной власти Алтайского края в целом.
Исходной базой для стандартизации государственных услуг выступает закон Алтайского края от 10.04.2007 N 35-ЗС "О предоставлении государственных услуг за счет средств краевого бюджета". В первую очередь стандартизации подлежат массовые общественно значимые государственные услуги, непосредственно затрагивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Как следствие, в 2007 году разработаны и постановлением Администрации края от 28.06.2007 N 292 утверждены стандарты качества предоставления государственных услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты. В течение 2008 года необходимо продолжить пилотное внедрение стандартов отдельных социально значимых государственных услуг. В 2009 - 2010 годах необходимо осуществить мероприятия по разработке и реализации стандартов государственных услуг во всех органах исполнительной власти Алтайского края.
Внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг будет сопровождаться совершенствованием существующих и созданием новых эффективных механизмов досудебного обжалования гражданами и организациями нарушающих их права решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти Алтайского края и соответствующих должностных лиц. В первом полугодии 2008 года предполагается экспериментальное внедрение упомянутых механизмов в отдельных органах исполнительной власти Алтайского края, по результатам которого в 2008 - 2010 годах новые технологии досудебного обжалования будут широко использоваться во всех органах исполнительной власти Алтайского края.
4.3. Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров
В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными органами и органами местного самоуправления необходимо создать многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - "многофункциональные центры").
Многофункциональные центры обеспечат предоставление комплекса государственных услуг государственными органами и органами местного самоуправления в режиме "единого окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания услуги (включая согласования, получение выписок, справок и другое), должно происходить без участия заявителя.
4.4. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме
Получатели государственных услуг заинтересованы в размещении актуальных, достоверных, легкодоступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и предоставляемым документам, а также в обеспечении актуализации этих сведений.
Решение поставленной задачи может быть осуществлено посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых органами государственной власти. Порталы государственных услуг должны быть доступны любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организованы таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.
С учетом того, что в настоящее время практически отсутствуют возможности для предоставления государственных услуг без непосредственного посещения государственного органа, развитие системы порталов государственных услуг в конечном итоге должно обеспечить возможность электронного взаимодействия получателей государственных услуг с органами государственной власти при их получении. При этом в целях расширения возможностей и обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти для получения необходимой справочной информации должна быть создана система центров обработки телефонных обращений.
4.5. Оптимизация функций органов исполнительной власти Алтайского края и противодействие коррупции
Важным направлением совершенствования государственного управления является повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края путем оптимизации осуществляемых ими функций и внедрения в их деятельность механизмов противодействия коррупции.
В этой связи будет продолжена работа, нацеленная на завершение в 2008 - 2010 годах ликвидации избыточных и дублирующих функций, а также разделение функций контроля и надзора в системе органов исполнительной власти Алтайского края. Это позволит сократить вмешательство государства в экономику и общественную жизнь, уменьшить издержки бизнеса на преодоление административных барьеров, сосредоточить работу государственных органов на решении социально важных задач.
Другой составляющей процесса оптимизации функций органов исполнительной власти Алтайского края является внедрение начиная с 2008 года системы аутсорсинга административно-управленческих процессов как механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти Алтайского края путем заключения соответствующих контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. В рамках данного направления предполагается решение задач по разработке критериев выявления административно-управленческих процессов, подлежащих процедуре аутсорсинга, установлению типовых процедур и технологий его проведения, а также механизмов контроля за эффективностью аутсорсинга и мониторинга выполнения условий ранее упомянутых контрактов. При этом актуализируется и необходимость решения задачи по созданию механизмов, стимулирующих органы исполнительной власти Алтайского края к проведению аутсорсинга.
Особое значение имеет дальнейшая реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности системы закупок для государственных нужд Алтайского края, обеспечение действенного контроля за соблюдением законодательства в этой области. В частности, в 2008 году планируется создание и развитие единой региональной системы размещения государственного и муниципального заказа в Алтайском крае на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Важным условием эффективного и правомерного исполнения государственными органами Алтайского края возложенных на них государственных функций и предоставления ими государственных услуг является противодействие коррупции. По данным социологического исследования, проведенного кафедрой политологии и политического управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в 2006 году около 51,5 процента опрошенных граждан отметили в качестве тревожных факторов коррупцию и засилье чиновников. Отвечая на вопрос о том, чьи интересы в первую очередь защищают в настоящее время государственные служащие, 74 процента опрошенных респондентов указали собственные интересы государственных служащих, и лишь 18,5 процента - интересы государства. В целом различные международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России продолжает оставаться недопустимо высоким, выступая в качестве серьезного объективного препятствия на пути развития государственного управления.
В течение 2008 - 2010 годов в системе органов исполнительной власти Алтайского края должны быть разработаны и внедрены организационно-правовые и иные механизмы противодействия коррупции. И прежде всего, речь идет об органах исполнительной власти Алтайского края с повышенным коррупционным риском, в частности тех, чьи полномочия связаны с решением вопросов распределения значительных финансово-материальных ресурсов, распоряжения объектами недвижимого имущества, находящегося в собственности Алтайского края, и т.п.
В связи с изложенным необходимо:
разработать краевую и ведомственные антикоррупционные программы, соответствующие планы конкретных мероприятий по противодействию коррупционным явлениям, механизмы и форматы возможного контроля за эффективностью реализации этих мероприятий;
разработать пакет антикоррупционных правовых актов, а также обеспечить проведение экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов на коррупциогенность;
создать и внедрить в органах исполнительной власти Алтайского края с повышенным коррупционным риском специальные антикоррупционные механизмы;
осуществить максимально возможную деперсонализацию взаимодействия гражданских служащих, сотрудников подведомственных органам исполнительной власти Алтайского края организаций с гражданами и организациями, в частности, путем введения системы "одного окна" и системы электронного обмена информацией;
активно использовать ротацию должностных лиц (в том числе "горизонтальную") как эффективное средство кадровой политики в сфере борьбы с коррупцией.
4.6. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, населения и институтов гражданского общества
Обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти вообще и органов исполнительной власти в частности является необходимым условием становления правового государства и построения гражданского общества в современной России. В этой связи в рамках осуществляемой в Алтайском крае административной реформы необходимо продолжить работу, направленную на совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края с гражданами и организациями, а также на повышение информационной открытости деятельности как органов исполнительной власти Алтайского края, так и органов местного самоуправления. В частности, речь идет о расширении состава коллегий органов исполнительной власти Алтайского края путем включения в них представителей общественных объединений; создании при органах исполнительной власти Алтайского края общественных советов из числа высококвалифицированных специалистов и представителей общественных объединений, работающих в сфере деятельности соответствующих управленческих структур; включении представителей общественных объединений в составы рабочих групп, формируемых органами исполнительной власти Алтайского края для подготовки проектов нормативных правовых актов и иных решений; регулярном направлении на экспертизу в комиссии Общественной палаты Алтайского края проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти Алтайского края и имеющих особое социальное значение.
В течение 2008 - 2010 годов в органах исполнительной власти Алтайского края должна быть расширена практика использования механизмов обратной связи. В частности, речь идет о нормативном определении минимального объема информации, размещаемого органами исполнительной власти Алтайского края в Интернете, модернизации интернет-сайтов органов исполнительной власти Алтайского края с организацией разделов "Вопрос-ответ", внедрении системы рейтингов органов исполнительной власти края по открытости и прозрачности.