АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 февраля 2008 года N 48
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы
Документ признан утратившим силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 1 марта 2013 года N 102.
Опубликовано: газета "Алтайская правда" от 19 февраля 2008 года N 46-47 стр.3-4; Сборник законодательства Алтайского края 2008 год N 142 часть 2 стр.10.
{ Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 19 марта 2008 года N 106;
2. постановление Администрации Алтайского края от 29 августа 2008 года N 361;
3. постановление Администрации Алтайского края от 26 ноября 2008 года N 488;
4. постановление Администрации Алтайского края от 22 июня 2009 года N 262;
5. постановление Администрации Алтайского края от 6 июля 2009 года N 297;
6. постановление Администрации Алтайского края от 17 ноября 2009 года N 479;
7. постановление Администрации Алтайского края от 15 марта 2010 года N 89;
8. постановление Администрации Алтайского края от 29 июля 2010 года N 338;
9. постановление Администрации Алтайского края от 19 октября 2010 года N 461;
10. постановление Администрации Алтайского края от 14 декабря 2010 года N 552;
11. постановление Администрации Алтайского края от 22 декабря 2010 года N 578;
12. постановление Администрации Алтайского края от 10 июня 2011 года N 303;
13. постановление Администрации Алтайского края от 19 августа 2011 года N 463.
14. постановление Администрации Алтайского края от 10 ноября 2011 года N 637;
15. постановление Администрации Алтайского края от 16 декабря 2011 года N 742;
16. постановление Администрации Алтайского края от 11 мая 2012 года N 243;
17. постановление Администрации Алтайского края от 29 мая 2012 года N 274;
18. постановление Администрации Алтайского края от 30 мая 2012 года N 285;
19. постановление Администрации Алтайского края от 4 сентября 2012 года N 462;
20. постановление Администрации Алтайского края от 9 октября 2012 года N 535;
21. постановление Администрации Алтайского края от 11 декабря 2012 года N 674.
}
{Новая редакция с изменениями от 11 декабря 2012 года.}
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
{ Пункт 2 изложен в редакции постановления Администрации Алтайского края от 14 декабря 2010 года N 552. }
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы
Наименование | Ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы (далее - "Программа") |
Цели программы | устойчивое развитие сельского хозяйства Алтайского края на основе повышения эффективностипроизводства сельскохозяйственной продукции, интенсивного развития приоритетных подотраслей; |
Задачи программы | повышение эффективности использования природных ресурсов и создание условий для интенсивного развития растениеводства на основе внедрения энергоресурсосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных культур, использования высокоурожайных сортов и гибридов; |
Целевые индикаторы и | индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств; |
Сроки реализации | 2008 - 2012 годы |
Субъекты бюджетного планирования | Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; |
Объемы и источники | общий объем финансирования программы из краевого бюджета составит 4484553,2 тыс. рублей {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 14 декабря 2010 года N 552 ; |
Ожидаемые результаты | производство основных видов сельскохозяйственной продукции в год (в 2012 году): |
Ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы (далее - "Программа") определяет направления развития сельскохозяйственного производства и механизмы государственной поддержки агропродовольственного сектора Алтайского края.
В настоящей Программе используются следующие определения:
сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 29 июля 2010 года N 338 };
личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы - перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные потребительские кооперативы, зарегистрированные на территории Алтайского края, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем, имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхозом России;
научные и образовательные организации - организации, осуществляющие деятельность в сфере научных исследований и образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 15 марта 2010 года N 89 }.
Сельское хозяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте составляет более 20%. В расчете на душу населения в регионе производится больше, чем в среднем по стране, зерна - в 2,7 раза, молока - в 2,2 раза, мяса - в 1,9 раза. Благодаря благоприятным климатическим условиям, значительному производственному и кадровому потенциалу край располагает исключительными возможностями для дальнейшего устойчивого развития сельскохозяйственного производства, позволяющего в достаточных объемах обеспечить пищевую и перерабатывающую промышленность сырьем, а население региона - качественными продуктами питания, а также вывозить их за пределы края.
За период с 1999 года по 2006 год объем валовой продукции сельского хозяйства в крае увеличился более чем на треть. Тем не менее, начиная с 2002 года, наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства края. Если в 1999 - 2001 гг. среднегодовой темп роста составлял 10,9%, то в 2002 - 2006 гг. - только 0,5%. Подавляющая часть сельскохозяйственных предприятий края находится в неустойчивом финансовом состоянии. В 2002 - 2005 годах ежегодно более половины сельскохозяйственных предприятий терпели убытки. В 2006 году общая прибыль составила 900 млн. руб. В то же время более 30% сельскохозяйственных предприятий остались убыточными, средняя рентабельность не превысила 7%.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики края, не превышая величины прожиточного минимума. В 2006 году среднемесячная начисленная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила лишь 44% от общего уровня среднемесячной заработной платы. Даже с учетом поступлений от личных подсобных хозяйств доходы сельских жителей в 1,2 раза ниже, чем у жителей городов.
В целом низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве, дефицитом квалифицированных кадров как менеджеров, так и работников массовых профессий. При сохранении сложившегося уровня эффективности агропродовольственного сектора экономики края возможности его развития будут недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
В данной ситуации государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Растениеводство
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в крае составляет 12,5 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 10,6 млн. га (из них пашни - 6,3 млн. га, естественных сенокосов и пастбищ - 3,7 млн. га). Площадь посевов во всех категориях хозяйств в 2004 - 2006 годах составляла ежегодно более 5 млн. га, зерновые и зернобобовые культуры занимали 3,4 млн. га. Валовой сбор зерновых культур в среднем за 2004 - 2006 годы составлял 3,4 млн. тонн в весе после доработки, в том числе яровой пшеницы, 93 - 95% которой является продовольственной, - 2,4 млн. тонн. Доля зерна в общем объеме валовой продукции растениеводства сельских товаропроизводителей достигает от 60% до 80%. При этом наличие зерноперерабатывающих мощностей в крае, высокий спрос на пшеницу (особенно твердых и сильных сортов) как на внутреннем рынке, так и за пределами края определяют перспективность, экономическую и социальную значимость увеличения производства зерновых культур.
Из технических культур наиболее значительные площади заняты подсолнечником на маслосемена. В Сибирском федеральном округе на долю Алтайского края приходится более 80% его производства. Данная культура пользуется спросом как в крае, так и за его пределами. Главная задача - увеличение производства маслосемян за счет повышения урожайности подсолнечника, совершенствования технологии его выращивания, создания и использования высокопродуктивных гибридов и сортов.
Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока производитель сахарной свеклы, посевы которой в 2004 - 2005 гг. занимали в среднем 21 тыс. га. В 2006 году они достигли 25 тыс. га, а объемы производства - 300 тыс. тонн. Наличие в крае перерабатывающих заводов обусловливает перспективность дальнейшего увеличения производства данной культуры. Хозяйства восточных районов края занимаются производством льна-долгунца. Площади под этой культурой составляют свыше 7 тыс. га. В крае имеются собственные перерабатывающие предприятия, что определяет приоритетность развития льноводства.
Одним из основных направлений обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства является мелиорация. В крае 79 тыс. га орошаемых земель, из них на площади более 50 тыс. га оросительные сооружения требуют ремонта и реконструкции. Эти дорогостоящие мероприятия сельхозтоваропроизводители самостоятельно реализовать не в состоянии.
Развивается в Алтайском крае и промышленное садоводство. Увеличиваются объемы валового производства плодов и ягод. В 2006 году выращено 16,7 тыс. тонн плодов и ягод, или 6,4 кг на душу населения, но указанные объемы производства обеспечивают только 5,5% от необходимой медицинской нормы потребления данной продукции. Выращиванием овощей в защищенном грунте в крае занимаются 2 крупных тепличных предприятия. Площадь защищенного грунта в последние 3 года составляла 28,2 га, с объемом производства овощей - 6674,1 тонны. Развитие данной отрасли имеет социально-экономическое значение, поскольку позволяет обеспечить население края ранней овощной продукцией высокого качества.
Важной проблемой, сдерживающей интенсивное развитие растениеводства, является низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость продукции, не обеспечивающая ее конкурентоспособности на рынке. Кроме того, анализ состояния земельных ресурсов показывает, что сохраняется тенденция снижения плодородия почв. В то же время объемы внесения минеральных и органических удобрений крайне недостаточны. Низкий уровень применения средств химизации в сельском хозяйстве края наряду с климатическими условиями определяет неустойчивость урожаев, нестабильность экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время в сравнении с 1990 годом на гектар пашни вносится в 19 раз меньше действующего вещества минеральных удобрений. Одна из главных причин этого - постоянный рост цен на минеральные удобрения, которые за последние 4 года увеличились в 2,5 раза. Из-за недостатка оборотных средств многие сельхозтоваропроизводители не проводят мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков.
Интенсивное развитие растениеводства в крае сдерживается рядом факторов:
1. Недостаточное использование качественных, элитных семян, позволяющих увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур.
Для проведения планомерной сортосмены и сортообновления в крае необходимо производить от 15 до 20 тыс. тонн семян высших репродукций. Принятые в рамках реализации краевой целевой программы "Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края" на 2005 - 2007 годы меры позволили обеспечить необходимое производство элитных семян. Тем не менее доля использованных некондиционных семян составляет порядка 20%, а не предназначенным для сева материалом засевается около 38% площадей.
2. Низкий уровень обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой.
Обеспеченность хозяйств края основными видами сельскохозяйственной техники в среднем составляет 40 - 51% от нормативной потребности. Нагрузка на технику в 2 - 3 раза превышает нормативную. Высокая степень износа сельхозмашин не позволяет своевременно и качественно проводить весь комплекс сельскохозяйственных работ.
В целях технического переоснащения существующего парка сельскохозяйственных машин в 2005 году была принята краевая целевая программа "Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края" на 2006 - 2010 годы. Подобная форма государственной поддержки доказала свою эффективность.
В 2006 году из краевого бюджета на возмещение части стоимости приобретенной техники было направлено 120 млн. руб. По краевому лизингу приобретено сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства на сумму 260 млн. руб. По федеральному лизингу - на сумму 146 млн. рублей. Меры государственной поддержки позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2006 году приобрести сельскохозяйственной техники на 1,5 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2005 году.
В целом указанные меры положительно сказались на растениеводстве: увеличены площади сельскохозяйственных земель, где внесены минеральные удобрения, расширена обработка посевов средствами защиты растений, повысился уровень сортосмены и сортообновления, сохранена система орошения. В результате в 2006 году по сравнению с 2005 годом валовый сбор зерна возрос на 19%, сахарной свеклы - на 7%, льноволокна - на 24%, овощей, выращенных в закрытом грунте, - на 23%. Индекс физического объема продукции растениеводства составил 110,6%.
Дальнейшее развитие растениеводства в крае, решение выявленных проблем требует государственной поддержки в сфере:
создания качественной системы семеноводства;
сохранения и повышения плодородия почв;
обеспечения защиты растений от вредителей, сорняков и болезней;
качественного обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования и перехода на новые сберегающие технологии;
развития перспективных, экономически значимых отраслей.
Животноводство
Алтайский край является одним из ведущих животноводческих регионов России. Он занимает третье место в стране по поголовью крупного рогатого скота и одно из лидирующих мест по поголовью свиней и лошадей.
Численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы представлена в таблице 1.
Поголовье сельскохозяйственных животных и птицы по категориям хозяйств (на конец года)
Наименование показателя | Единица | Значение показателя | ||
2004 | 2005 | 2006 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Крупный рогатый скот | ||||
хозяйства всех категорий | тыс. голов | 946,4 | 865,0 | 865,9 |
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 540,8 | 490 | 478,5 |
хозяйства населения | тыс. голов | 391,6 | 358,2 | 366,9 |
Коровы | ||||
хозяйства всех категорий | тыс. голов | 411,0 | 381,1 | 381,1 |
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 207,3 | 191,5 | 185,2 |
хозяйства населения | тыс. голов | 197,3 | 182 | 186,8 |
Свиньи | ||||
хозяйства всех категорий | тыс. голов | 486,0 | 470,5 | 519,2 |
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 74 | 73 | 80,7 |
хозяйства населения | тыс. голов | 394,9 | 379,9 | 415,9 |
Овцы и козы | ||||
хозяйства всех категорий | тыс. голов | 196,0 | 171,6 | 170,2 |
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 47,2 | 32,9 | 31,9 |
хозяйства населения | тыс. голов | 142,4 | 133,2 | 133,0 |
Птица | ||||
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 2774,7 | 2878,5 | 2948,6 |
Лошади | ||||
хозяйства всех категорий | тыс. голов | 95,2 | 86,5 | 76,9 |
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 51,2 | 45,5 | 39,1 |
Олени и маралы | ||||
сельскохозяйственные организации | тыс. голов | 26,6 | 26,2 | 20,3 |
Пчелосемьи | ||||
сельскохозяйственные организации | тыс. штук | 22,9 | 19,7 | 17,3 |