В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из общего числа полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации пять полномочий относятся к сфере обеспечения безопасности населения:
предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);
организация и осуществление на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществление поиска и спасения людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанных сферах деятельности определены федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Лесным кодексом Российской Федерации.
Вопросы повышения безопасности условий жизни населения являются приоритетными направлениями государственной политики, проводимой Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
По итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 13 сентября 2006 года "О совершенствовании механизмов реализации полномочий региональными органами государственной власти" приоритетные направления деятельности региональных органов власти установлены в сферах экономической политики, политики безопасности и социальной политики. При этом в сфере политики безопасности основной целью определено повышение безопасности условий жизни населения.
Кроме того, 28 сентября 2006 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.
Некоторыми из основных задач государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:
1) повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий, включающее:
создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения), сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных чрезвычайных ситуаций;
проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов;
создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров и населения, включающее:
создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного природного характера и террористических актов;
формирование у населения культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные целевые программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Также 5 января 2004 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, которыми являются:
развитие нормативно-правовой базы в области гражданской обороны;
совершенствование систем управления и оповещения;
повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;
развитие сил гражданской обороны.
Председателем Правительства Российской Федерации одобрены рекомендации Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны и защиты населения от 17 июля 2006 года N СН-П4-3353, в соответствии с которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо:
продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых и методических документов в области гражданской обороны в субъектах Российской Федерации;
принять дополнительные меры по совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности систем управления и связи гражданской обороны, реконструкции пунктов управления и модернизации систем централизованного оповещения гражданской обороны;