Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В 2009 - 2010 ГОДАХ" (с изменениями на: 12.07.2011)


Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в обороте розничной торговли


В условиях растущей конкуренции торговые предприятия приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров. Торговыми предприятиями активно внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением методов самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания в соответствии с международными стандартами: продажа по предварительным заказам, с использованием дисконтных карт, предоставление услуг по доставке товаров на дом. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".

Активное развитие розничной торговли объективно сопровождается появлением крупных торговых сетевых структур. В республику пришли известные сетевые операторы розничной сети регионального уровня: "Перекресток", "Гроссмарт", "Магнит", "Кувшинка". Высокая конкурентная среда на продовольственном рынке способствует открытию на республиканском уровне супермаркетов, универсамов с современным дизайном и внедрением передовых технологий.

Решаются проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, развиваются предприятия торговли в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения.

Одной из приоритетных задач развития продовольственного рынка в Республике Марий Эл становится обеспечение малообеспеченных слоев населения недорогими товарами, в связи с чем для пенсионеров действует система скидок в розничных магазинах.

В отношении мелкорозничной торговли в различных ее видах наблюдается постепенное сокращение этого сегмента рынка в пользу стационарной сети. Причины многообразны: во-первых, это уровень обслуживания, который не устраивает жителей; во-вторых, рыночные комплексы под открытым небом попадают под места застройки новых жилых массивов; в-третьих, именно среди внемагазинных форм продажи чаще всего обнаруживаются грубейшие нарушения правил торговли, с которыми очень сложно бороться. Поэтому на ближайшую перспективу планируется сокращение мини-рынков, ларьков, павильонов и киосков. При этом обязательно будут сохраняться павильоны спецсети: "Мороженое", "Союзпечать", "Цветы", так как они удобны и востребованы горожанами.

Наряду с положительными тенденциями развития продовольственного рынка Республики Марий Эл существуют актуальные проблемы стимулирования частного предпринимательства, в том числе малого и среднего, привлечения в регион российских и иностранных инвестиций, создания благоприятного делового и инвестиционного климата.

Появление большого числа новых хозяйствующих субъектов должно повышать уровень конкуренции на региональных рынках, создавать конкуренцию крупным предприятиям, стимулируя их рыночную активность, а также вбирать недоиспользуемые и высвобождаемые последними факторы производства (недвижимость, оборудование, рабочую силу), снижать остроту ряда социальных проблем (обеспечение рабочих мест, насыщение потребительского рынка, расширение социальной инфраструктуры).

В настоящее время в республике действует два основных канала реализации потребительских товаров - это предприятия розничной торговли и рынки. На сегодняшний день в республике заметно снижается активность стихийных форм торговли. Это связано с тем, что происходит рост организованной торговой деятельности вследствие объединения и укрепления предприятий и приведения розничных рынков в соответствие с законодательной базой. В январе - декабре 2007 г. продажа товаров на розничных рынках составила 1677,8 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,8 процента меньше, чем в январе - декабре прошлого года. При этом смещение удельного веса оборота розничной торговли на универсальных, специализированных рынках и ярмарках в пользу торгующих организаций и предпринимателей вне рынков составило 93,6 процента. Кроме того, в г. Йошкар-Оле планируется строительство сельскохозяйственного рынка на 350 торговых мест.

За прошедшие 2006 - 2007 годы цены на социально значимые продовольственные товары возросли как на уровне Российской Федерации, так и в республиканском масштабе (график 3).

График 3.