Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В 2009 - 2010 ГОДАХ" (с изменениями на: 12.07.2011)

 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Развитие конкурентной среды на потребительском рынке Республики Марий Эл является одним из основных рыночных методов эффективного ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативного воздействия на потребительский рынок, с одной стороны, и стимулирования производства и реализации потребительских товаров, необходимых потребителю, с другой стороны.

На сегодняшний день на потребительском рынке республики сохраняются стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары и высокий уровень товарной насыщенности рынка.

По состоянию на 1 января 2007 г. в республике насчитывалось 3692 предприятия торговли, 571 - общественного питания и 1500 - бытового обслуживания населения. По данным Маристата, в сфере торговли в 2007 году занято более 21,2 тыс. человек, что составляет 9,6 процента от общей среднесписочной численности работающих по всем видам экономической деятельности.

Устойчивый позитивный характер сферы торговли республики определялся увеличением потребительской способности, связанной с ростом среднемесячной заработной платы и пенсий, повышением среднедушевых денежных доходов населения. На покупку товаров и оплату услуг приходится 72,7 процента всех денежных средств среднестатистического жителя республики.

В развитии потребительского рынка наблюдаются следующие положительные тенденции:

рост числа предприятий;

стабильный рост оборота розничной торговли;

снижение доли продажи товаров на рынках;

устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.

В 2007 году общий объем оптовой торговли организациями всех видов экономической деятельности составил 21958,7 млн. рублей, или 113,5 процента к 2006 году, оборот оптовой торговли на 81,3 процента формировался субъектами малого предпринимательства и составил 17853,8 млн. рублей, или 116,5 процента к 2006 году. Активно развиваются предприятия оптовой торговли Республики Марий Эл, которые по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию соответствуют современным требованиям организации торговли.

Развитие оптовой и розничной торговли республики основывается на повышении уровня обслуживания потребителей, безопасности и качества продовольственных товаров, обеспечении защиты прав потребителей.

На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, определяющих направление и результаты развития региона. Розничный товарооборот за 2007 год составил 26329,5 млн. рублей с ростом к 2006 году в сопоставимых ценах на 21,5 процента. Положительная тенденция роста объема оборота розничной торговли отражена в графике 1.

График 1.