Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В 2009 - 2010 ГОДАХ" (с изменениями на: 12.07.2011)


Процент роста цен на социально значимые продукты и инфляции на товары, услуги в Республике Марий Эл


В 2006 году из семи представленных в графике 3 позиций продуктов только процент роста цены на сыр в Республике Марий Эл был незначительно выше российского. Кардинально изменилась ситуация в 2007 году: наблюдается значительный рост республиканских индексов потребительских цен и инфляции по сравнению с общероссийскими.

Так, превышение региональных индексов на хлеб и хлебобулочные изделия в 2007 году составило 8,38 процента, масло подсолнечное - 4,02 процента, молоко и молочную продукцию - 11,69 процента, масло сливочное - 1,05 процента, яйцо - 9,47 процента, сыр - 1,23 процента. В 2008 году прогнозируемый уровень инфляции по всем видам товаров и услуг не должен превысить 10 процентов. Однако инфляционные ожидания остаются высокими, поэтому прогноз цен на продукты питания находится в зоне "повышенного инфляционного риска".

Насыщение продовольственного рынка Республики Марий Эл продуктами питания местного производства в значительной степени решает вопрос здоровой конкуренции на продовольственном рынке.

В Республике Марий Эл объем производства продукции сельского хозяйства с 2003 по 2006 год увеличился на 13,4 процента.

Однако темпы развития сельского хозяйства отстают от темпов развития промышленности республики в целом. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей не только сырье, производимое в нашей республике, но и ввозимое из других регионов.

Продукция сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка.

Уровень производства продукции животноводства к настоящему времени восстановлен лишь на 40 процентов к уровню 1990 года.

В последнее десятилетие уменьшилось количество крупных сельскохозяйственных организаций, способных оптимизировать производство, затраты, внедрять новую технику и технологии.

Основными причинами относительно медленного развития конкуренции в отрасли сельского хозяйства являются:

низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов;

неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций в развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие конкуренции в сельском хозяйстве должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности республики, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития республики в рассматриваемой перспективе.

В связи с комплексным характером необходимых условий формирования полноценной конкурентной среды в республике и взаимозависимостью различных экономических процессов, наилучшей формой развития конкуренции на республиканском уровне является программный метод работ.

В Республике Марий Эл реализуются республиканские целевые программы:

"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009 - 2012 годы";

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 06.05.2010 N 118)

"Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл на 2009 - 2011 годы".

(в ред. постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.04.2009 N 107)