Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2008-2010 ГОДЫ"

УТВЕРЖДЕНА
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой программе
"Демографическое развитие Республики Алтай
на 2008-2010 годы"

Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"


{В редакции:

Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 21-РЗ; НГР: ru02000200900244}

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200704122.doc "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"

Государственный заказчик
 Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Основные разработчики Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Цель Программы:
 формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения в Республике Алтай.
 Задачи Программы:
 сокращение уровня смертности от внешних причин не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте;

 укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

 повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

 укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы.
 Программа реализуется в один этап: 2008 -2010 годы

Перечень подпрограмм и/или основных мероприятий

реконструкция здания консультативно-диагностического отделения государственного учреждения здравоохранения "Республиканский перинатальный центр";

 реконструкция здания кинотеатра "Голубой Алтай" для создания Дворца бракосочетания;

 проведение республиканского конкурса социальных проектов общественных организаций;

 создание лаборатории государственной экспертизы по условиям труда путем приобретения транспорта, оборудования и программного обеспечения на базе государственного учреждения Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения";

 организация и проведение акций, привлекающих внимание к проблемам пожилых людей (республиканский месячник пожилого человека);

 предоставление единовременной материальной и адресной социальной помощи неработающим малоимущим пенсионерам (День пожилого человека, День Победы и другие);

 проведение мониторинга социального положения граждан старших возрастных групп, определение их потребности в социальном обслуживании, состояния здоровья, тенденций и причин старения;

 использование результатов исследований в области геронтологии в процессе социального обслуживания населения;

 субсидирование затрат, связанных с предоставлением усл уг плавательного бассейна в Республике Алтай по льготным ценам;

 оказание единовременной адресной помощи молодым семьям с детьми, доход которых ниже прожиточного минимума;

 формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

 осуществление досуга детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного учреждения Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения";

 укрепление кадровой и материальной базы государственных комплексных центров социального обслуживания населения;

 создание теле- и радиопередач, посвященных проблемам современной семьи, воспитанию нравственных основ семейной жизни, выпуск методических рекомендаций по вопросам воспитания детей;

 укрепление материально-технической базы государственного учреждения Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения";

 организация и проведение социально значимых мероприятий, акций (День семьи, День защиты детей, День матери, новогодняя акция), конкурсов социальных работников, социальных учреждений, семинаров, привлекающих внимание к проблемам материнства и детства;

 реализация комплекса мероприятий образовательно-эстетического направления и духовно-нравственного воспитания семей с детьми (беседы, путешествия по залам музеев, видеопросмотры, прослушивание музыкальных произведений);

 проведение спортивно-массовых соревнований с участием семей с детьми;

 организация лагеря труда и отдыха на базе государственного учреждения "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Исполнители программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай, Комитет по делам записи актов гражданского состояния Республики Алтай, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Алтай (по согласованию)

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования программы составляет 94074,2 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
 за счет сре дств республиканского бюджета Республики Алтай - 51844 тыс. рублей;

 за счет средств федерального бюджета - 40000 тыс. рублей;

 за счет Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию) - 2230,2 тыс. рублей

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 03.07.2009 N 21-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200900244.doc }

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза;

 повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;

 укрепление института семьи с учетом национальных особенностей народов Республики Алтай;

 выявление и внедрение наиболее эффективных перспективных проектов общественных объединений, направленных на обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг;

 повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса;

 охват граждан старшего поколения социально значимыми мероприятиями (4000 человек);

 улучшение материального положения пенсионеров, воспользовавшихся адресной социальной помощью (4188 человек);

 увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года;

 продление активного долголетия, сохранение удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп;

 профилактика социально значимых заболеваний, ведение здорового образа жизни;

 повышение качества и уровня жизни молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (375 семей);

 усиление социальной поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства;

 защита прав и законных интересов семей, детей и молодежи, пропаганда нравственных и семейных ценностей;

 увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми;

 воспитание нравственных основ семейной жизни у граждан республики через раскрытие проблем и положительного опыта их решения;

 автоматизация процесса предоставления мер социальной поддержки многодетным, малообеспеченным семьям;

 повышение уровня профессионального мастерства и престижа профессии социального работника, специалистов, работающих с семьей и детьми, оказание им квалифицированной социальной помощи;

 формирование духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности;

 укрепление физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни;

 трудовая реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением (118 детей)

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Предполагаемые участники Программы

организации, отобранные на конкурсной основе;

 органы местного самоуправления в Республике Алтай (по согласованию);

 республиканский Совет ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Республики Алтай;

 Алтайская региональная организация Всероссийского общества инвалидов;

 Алтайская региональная организация Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое братство";

 Детский фонд Республики Алтай;

 Комитет солдатских матерей, региональная общественная организация "Толкын";

 Государственное унитарное предприятие "Управление капитального строительства Республики Алтай";

 Государственное учреждение Республики Алтай "Комплексный центр социального обслуживания населения";

 государственные комплексные центры социального обслуживания населения;

 Государственная телерадиокомпания "Горный Алтай";

 республиканская массовая газета "Алтайдын Чолмоны";

 республиканская массовая газета "Звезда Алтая";

 Государственное учреждение культуры Республики Алтай "Республиканская детская библиотека";

 Государственное учреждение "Республиканский социально-реабилитационный центр длянесовершеннолетних

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Система организации контроля за исполнением Программы

Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай осуществляет контрольные проверки за ходом реализации Программы

{В редакции:
 Закон Республики Алтай от 30.12.2008 N 129-РЗ;
c:\content\ngr\RU02DMJ200800532.doc }

Программа Республики Алтай "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы" (далее - Программа) - комплекс мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи демографической политики.

Настоящая Программа является единой и охватывает мероприятия по всем компонентам демографического развития.

Мероприятия Программы направлены на создание социально-экономических условий оптимального воспроизводства, размещения и занятости трудовых ресурсов, гармоничное социально-демографическое развитие семьи, укрепление жизненной безопасности и здоровья населения, укрепление правовых и духовно-нравственных основ семьи, создание государственно-общественного механизма управления демографическими процессами.

Реализация комплекса мероприятий Программы даст толчок сознательной активности государственных структур власти и общества в этой сфере путем создания благоприятных условий для естественного и расширенного воспроизводства населения.

На 1 января 2007 года на территории Республики Алтай проживало 205,4 тыс. человек, в том числе в сельской местности - 151,7 тыс. человек. По численности населения республика занимает 12 место в Сибирском федеральном округе - после Республики Тыва и Республики Хакасия. Удельный вес Республики Алтай в составе Западной Сибири и Российской Федерации по численности населения соответственно составляет 1,3% и 0,13%. Средняя плотность населения - 2,3 человека на 1 кв. км., что меньше аналогичного показателя по Западной Сибири в 2,8 раза, а по Российской Федерации - в 3,9 раза. Экономически активное население составляет 84,2 тыс. человек.

В 2006 году увеличение численности постоянного населения зафиксировано в 15 из 86 субъектов Российской Федерации, в том числе и в Республике Алтай.

Республика Алтай относится к числу пяти регионов, в которых рост численности постоянного населения обусловлен влиянием двух компонентов: естественного прироста и положительного сальдо миграции.

По численности населения на начало 2007 года Республика Алтай среди регионов Российской Федерации занимает 79 место.

В последние годы отмечается относительная стабилизация численности населения с незначительным ростом: 0,3% в 2004 - 2005 годах, 0,4% в 2006 году.

За анализируемый период темп прироста составил 1,2% (2442) человека: в том числе за счет превышения числа родившихся над числом умерших - 0,9% (1798 человек), за счет положительного сальдо миграции - 0,3% (664 человека).

Год

Численность

Абсолютный
 прирост (+)
 убыль (-)

В том числе

Террито-
 риальные
 преобра-
 зования

населения

естественный

сальдо

На начало
 года

На конец
 года

прирост (+)
 убыль (-)

миграции
 (+;
-)

2002

202945

203038

93

191

-98

-

2003

203038

203214

176

219

-43

-

2004

203214

203889

675

498

177

-

2005

203889

204474

585

332

253

-

2006

204474

205387

913

558

355

-

Возрастная структура населения: к трудоспособному относится 62,8% жителей республики, моложе трудоспособного - 23,9%, старше трудоспособного возраста - 13,4%.

Одной из важных характеристик возрастного состава населения является средний возраст, в котором одновременно отражаются уровень рождаемости и показатели продолжительности жизни.

Средний возраст жителей республики вырос с 33,0 лет в 2002 году до 33,2 на 01.01.2007 года, тогда как на момент всероссийской переписи населения 1989 г. средний возраст населения составлял 30 лет. Средний возраст женщин (34,82) выше, чем у мужчин (31,41) на три года, за счет более высокой продолжительности жизни.

Средний возраст жителя республики ниже, чем у жителя России и Сибирского федерального округа (38,49 и 37,07 лет).

Увеличение среднего возраста населения происходит из-за понижения уровня рождаемости и уменьшения численности детей в общей численности населения.

Численность детей в возрасте от 0 до 15 лет на 01.01.2003 г. составляла 52029 человек.

На 01.01.2007 г. количество детей сократилось на 3578, и составило 48451 человек.

Уменьшение удельного веса детей в общей численности населения составило 2% (на 01.01.2003 г. доля детей составляла 25,6%, на 01.01.2007 - 23,6%).

Ожидаемая продолжительность жизни по республике ниже средней по Российской Федерации: в 2005 году она составила у мужчин 56,6 лет, у женщин - 68,9 лет (по Российской Федерации - 60,6 и 73,1 лет соответственно).