Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ"

Утверждена
Законом Республики Алтай
"О республиканской целевой программе
"Поддержка реформирования общественных
финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы"

Республиканская целевая программа "Поддержка реформирования общественных финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы"


Наименование Программы

"Поддержка реформирования общественных финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Статья 139 http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199803726.html (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ)

Государственный заказчик Программы

Министерство финансов Республики Алтай

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Цель Программы: стимулирование муниципальных образований в Республике Алтай (далее - муниципальные образования) на осуществление мероприятий по реформированию муниципальных финансов путем продолжения практики поддержки бюджетных реформ, при использовании разных механизмов поощрения муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных мероприятий, автоматизации процесса планирования и учета исполнения бюджетов в Республике Алтай.
 Задачи Программы:
 стабилизация финансового положения в муниципальных образованиях;

 повышение прозрачности и публичности системы управления муниципальными финансами;

 создание стимулов для ускоренного развития муниципальных образований;

 повышение качества предоставляемых населению Республики Алтай бюджетных услуг;

 оптимизация процесса формирования и исполнения расходных обязательств муниципальных образований;

 обеспечение лицензионными программными продуктами муниципальных образований

Сроки и этапы реализации Программы

Общий срок реализации Программы -2008-2009 годы. Программа реализуется в два этапа. Первый этап - 2008 год. Второй этап - 2009 год

Перечень основных мероприятий

Предоставление субсидий из Регионального фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований

Исполнители Программы

Министерство финансов Республики Алтай

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 115215,4 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 5437,4 тыс. рублей;

 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 105800 тыс. рублей;

 за счет средств местных бюджетов -3978 тыс. рублей.
 2008 год - 59859,4 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 5437,4 тыс. рублей;

 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 52480 тыс. рублей;

 за счет средств местных бюджетов -1942 тыс. рублей.
 2009 год - 55356 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 53320 тыс. рублей;

 за счет средств местных бюджетов -2036 тыс. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Республики Алтай

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Повышение доходов (без учета межбюджетных трансфертов) консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа на душу населения в среднем на 14,2 %;

 направление высвободившихся доходов бюджета большей частью на расходы инвестиционного характера, при этом данные расходы на душу населения возрастут не менее чем на 10,4 %;

 снижение объема просроченной кредиторской задолженности консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа на душу населения в среднем на 98%;

 снижение объема муниципального долга консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа на душу населения в среднем на 12,3%;

 рост уровня обеспеченности муниципальных образований лицензионными программными продуктами;

 внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, повышение эффективности управления муниципальным имуществом, улучшение качества взаимодействия всех участников бюджетного процесса;

 повышение обоснованности и реалистичности планирования бюджетных расходов;

 кардинальное улучшение уровня автоматизации процесса составления и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов;

 достижение более высокого уровня управления бюджетными средствами в интересах населения Республики Алтай при максимально эффективном использовании средств, как на республиканском, так и на муниципальном уровне;

 достижение более высокого уровня качества и достоверности бюджетного учета;

 повышение уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих;

 повышение уровня методологической подготовки муниципальных нормативных актов;

 повышение уровня освоения предоставленных субсидий из Регионального фонда софинансирования социальных расходов на конец года не ниже 90%;

 финансирование субсидий на конец финансового года не менее чем на 99%

Предполагаемые участники Программы

Министерство регионального развития Республики Алтай;

 органы местного самоуправления в Республике Алтай

В целях стимулирования экономических реформ, активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, перехода от управления затратами к управлению результатами в Республике Алтай было принято постановление Правительства Республики Алтай от 11 октября 2005 года N 189 "Об утверждении республиканской целевой программы "Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг." (далее - Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг.).

В рамках реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование управления общественными финансами муниципальных образований, позволивших существенно улучшить социально-экономическое положение республики. Были осуществлены мероприятия в области бюджетного процесса и управления расходами, бюджетирования, ориентированного на результат, административной реформы, реформирования государственного сектора экономики, совершенствования системы инвестиций, создания условий для развития доходной базы, совершенствования долговой политики и совершенствования межбюджетных отношений.

Следует отметить, что реализация Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. позволила заложить фундамент для последующего развития реформ муниципальных финансов, были приобретены и переданы муниципальным образованиям компьютеры, налажена мультисерверная сеть связи с администрациями муниципальных районов и сельских поселений на базе существующей радиорелейной мини-связи (Эл-Телеком), проведена подготовка кадров финансовых органов муниципальных образований.

Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. показала, что эффективность и результативность мероприятий по реформированию системы управления общественными финансами в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых муниципальными образованиями по реформированию муниципальных финансов.

Современное состояние муниципальных финансов вызывает необходимость продолжения осуществления мероприятий по реформированию финансов муниципальных образований.

Программа направлена на стимулирование муниципальных образований в Республике Алтай на осуществление мероприятий по реформированию муниципальных финансов путем продолжения практики поддержки бюджетных реформ при использовании разных механизмов поощрения муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных мероприятий.

Особенность Программы заключается в ее комплексном подходе к достижению целей посредством реализации следующих основных мероприятий, предусмотренных в муниципальных программах реформирования финансов, оказывающих влияние на весь ход социально-экономических реформ:

создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципальных программ;

переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат;

повышение эффективности деятельности всех уровней власти.

Реализация Программы позволит не только существенно повысить эффективность работы органов местного самоуправления, но и создать необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики в муниципальных образованиях.

Программа разработана с учетом положений федерального законодательства и законодательства Республики Алтай, регулирующих бюджетные правоотношения, а также основных направлений реформирования общественных финансов, определяемых Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах".

По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами: Китай, Монголия, Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации - Республикой Тыва, Республикой Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.

Являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, Республика Алтай включает в себя 10 муниципальных районов, 1 городской округ и 92 сельских поселения.

Поскольку Республика Алтай как субъект Российской Федерации является высокодотационным регионом, то и 98% муниципальных образований, расположенных на ее территории, характеризуются низким уровнем социально-экономического развития, низким уровнем бюджетной обеспеченности и высокой степенью зависимости бюджетов от финансовой помощи.

Доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа в период с 2004 по 2006 годы возросли на 969,5 млн. рублей (темп роста доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований составил 137,3%).

На протяжении нескольких лет прослеживается устойчивая положительная динамика мобилизации собственных доходов (доходов без учета межбюджетных трансфертов) в консолидированных бюджетах муниципальных образований, рост которых в 2006 году по отношению к 2004 году увеличился в 1,4 раза.

Рост доходов бюджета является предпосылкой успешного решения первоочередных задач бюджетной политики по установлению сбалансированности местных бюджетов, обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений, своевременным расчетам с поставщиками энергоресурсов, погашению муниципального долга.

Расходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа в период с 2004 по 2006 годы возросли на 888,5 млн. рублей (темп роста расходов консолидированных бюджетов муниципальных образований составил 134,2%).

Рост расходов муниципальных образований в 2004-2006 годах осуществлялся меньшими темпами, чем рост их доходов, что в очередной раз подтверждает наличие в муниципальных образованиях тенденции к установлению сбалансированности местных бюджетов.

Однако планомерно возрастает зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Алтай, например, доля дотаций из республиканского бюджета Республики Алтай в консолидированных бюджетах муниципальных образований в 2006 году составила 28,2%, в то время как в 2005 году - 27,9%.

В целях стимулирования процесса реформирования финансов на муниципальном уровне в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. бюджетам муниципальных образований предоставлялись субсидии на проведение мероприятий по реформированию муниципальных финансов. Предоставление данных субсидий осуществлялось за счет средств создаваемого в республиканском бюджете Республики Алтай Регионального фонда реформирования муниципальных финансов.

Субсидии предоставлялись на:

проведение мероприятий по активизации процессов финансового оздоровления, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса;