ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
от 03 марта 2008 года N 4-РЗ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Пункт 1 статьи 41 Закона Республики Алтай от 05.03.2008 N 18-РЗ, НГР:ru02000200800051}
Принят
Государственным Собранием -
Эл Курултай Республики Алтай
15 февраля 2008 года
Утвердить республиканскую целевую программу "Поддержка реформирования общественных финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белеков
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
Республиканская целевая программа "Поддержка реформирования общественных финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы"
Наименование Программы | "Поддержка реформирования общественных финансов Республики Алтай на 2008-2009 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Статья 139 http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R199803726.html (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) |
Государственный заказчик Программы | Министерство финансов Республики Алтай |
Основные разработчики Программы | Министерство финансов Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: стимулирование муниципальных образований в Республике Алтай (далее - муниципальные образования) на осуществление мероприятий по реформированию муниципальных финансов путем продолжения практики поддержки бюджетных реформ, при использовании разных механизмов поощрения муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных мероприятий, автоматизации процесса планирования и учета исполнения бюджетов в Республике Алтай. |
Сроки и этапы реализации Программы | Общий срок реализации Программы -2008-2009 годы. Программа реализуется в два этапа. Первый этап - 2008 год. Второй этап - 2009 год |
Перечень основных мероприятий | Предоставление субсидий из Регионального фонда софинансирования расходов бюджетам муниципальных образований |
Исполнители Программы | Министерство финансов Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 115215,4 тыс. рублей, в том числе: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Республики Алтай |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение доходов (без учета межбюджетных трансфертов) консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа на душу населения в среднем на 14,2 %; |
Предполагаемые участники Программы | Министерство регионального развития Республики Алтай; |
В целях стимулирования экономических реформ, активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, перехода от управления затратами к управлению результатами в Республике Алтай было принято постановление Правительства Республики Алтай от 11 октября 2005 года N 189 "Об утверждении республиканской целевой программы "Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг." (далее - Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг.).
В рамках реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование управления общественными финансами муниципальных образований, позволивших существенно улучшить социально-экономическое положение республики. Были осуществлены мероприятия в области бюджетного процесса и управления расходами, бюджетирования, ориентированного на результат, административной реформы, реформирования государственного сектора экономики, совершенствования системы инвестиций, создания условий для развития доходной базы, совершенствования долговой политики и совершенствования межбюджетных отношений.
Следует отметить, что реализация Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. позволила заложить фундамент для последующего развития реформ муниципальных финансов, были приобретены и переданы муниципальным образованиям компьютеры, налажена мультисерверная сеть связи с администрациями муниципальных районов и сельских поселений на базе существующей радиорелейной мини-связи (Эл-Телеком), проведена подготовка кадров финансовых органов муниципальных образований.
Программа реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. показала, что эффективность и результативность мероприятий по реформированию системы управления общественными финансами в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых муниципальными образованиями по реформированию муниципальных финансов.
Современное состояние муниципальных финансов вызывает необходимость продолжения осуществления мероприятий по реформированию финансов муниципальных образований.
Программа направлена на стимулирование муниципальных образований в Республике Алтай на осуществление мероприятий по реформированию муниципальных финансов путем продолжения практики поддержки бюджетных реформ при использовании разных механизмов поощрения муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных мероприятий.
Особенность Программы заключается в ее комплексном подходе к достижению целей посредством реализации следующих основных мероприятий, предусмотренных в муниципальных программах реформирования финансов, оказывающих влияние на весь ход социально-экономических реформ:
создание благоприятных условий для социально-экономического развития муниципальных программ;
переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат;
повышение эффективности деятельности всех уровней власти.
Реализация Программы позволит не только существенно повысить эффективность работы органов местного самоуправления, но и создать необходимые предпосылки для формирования механизмов устойчивого роста экономики в муниципальных образованиях.
Программа разработана с учетом положений федерального законодательства и законодательства Республики Алтай, регулирующих бюджетные правоотношения, а также основных направлений реформирования общественных финансов, определяемых Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 года N 467-р и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008-2010 годах".
По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами: Китай, Монголия, Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации - Республикой Тыва, Республикой Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.
Являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, Республика Алтай включает в себя 10 муниципальных районов, 1 городской округ и 92 сельских поселения.
Поскольку Республика Алтай как субъект Российской Федерации является высокодотационным регионом, то и 98% муниципальных образований, расположенных на ее территории, характеризуются низким уровнем социально-экономического развития, низким уровнем бюджетной обеспеченности и высокой степенью зависимости бюджетов от финансовой помощи.
Доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа в период с 2004 по 2006 годы возросли на 969,5 млн. рублей (темп роста доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований составил 137,3%).
На протяжении нескольких лет прослеживается устойчивая положительная динамика мобилизации собственных доходов (доходов без учета межбюджетных трансфертов) в консолидированных бюджетах муниципальных образований, рост которых в 2006 году по отношению к 2004 году увеличился в 1,4 раза.
Рост доходов бюджета является предпосылкой успешного решения первоочередных задач бюджетной политики по установлению сбалансированности местных бюджетов, обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений, своевременным расчетам с поставщиками энергоресурсов, погашению муниципального долга.
Расходы консолидированных бюджетов муниципальных районов и городского округа в период с 2004 по 2006 годы возросли на 888,5 млн. рублей (темп роста расходов консолидированных бюджетов муниципальных образований составил 134,2%).
Рост расходов муниципальных образований в 2004-2006 годах осуществлялся меньшими темпами, чем рост их доходов, что в очередной раз подтверждает наличие в муниципальных образованиях тенденции к установлению сбалансированности местных бюджетов.
Однако планомерно возрастает зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Алтай, например, доля дотаций из республиканского бюджета Республики Алтай в консолидированных бюджетах муниципальных образований в 2006 году составила 28,2%, в то время как в 2005 году - 27,9%.
В целях стимулирования процесса реформирования финансов на муниципальном уровне в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами Республики Алтай на 2006-2007 гг. бюджетам муниципальных образований предоставлялись субсидии на проведение мероприятий по реформированию муниципальных финансов. Предоставление данных субсидий осуществлялось за счет средств создаваемого в республиканском бюджете Республики Алтай Регионального фонда реформирования муниципальных финансов.
Субсидии предоставлялись на:
проведение мероприятий по активизации процессов финансового оздоровления, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса;
стимулирование экономических реформ, создание и развитие налоговой базы, и иные мероприятия.
Анализ результатов расчета годовой оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Алтай за 2005 и 2006 годы показал, что средняя оценка по муниципальным образованиям возросла на 17,8% (с 24,646 за 2005 год до 29,037 баллов за 2006 год), имеются положительные результаты в практике выделения субсидии на проведение мероприятий по реформированию муниципальных финансов.
Таким образом, для того, чтобы повысить уровень управления финансами Республики Алтай как субъекта Российской Федерации необходимо продолжить курс на проведение мероприятий по реформированию муниципальных финансов путем стимулирования муниципальных образований к осуществлению данных мероприятий.
Основными проблемами общественных финансов Республики Алтай являются:
1. Недостаточный уровень организации управления расходами бюджетов муниципальных образований:
а) отсутствует систематическая оценка эффективности бюджетных учреждений и возможности предоставления бюджетных услуг негосударственными организациями.
В силу отсутствия необходимого законодательного регулирования в муниципальных образованиях не проводилась оценка возможности оказания бюджетных услуг не только через сеть подведомственных бюджетных учреждений, но и путем привлечения негосударственных организаций. В результате этого отсутствуют необходимые предпосылки для оценки эффективности путей расходования средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований на предоставление бюджетных услуг населению, и как следствие, не прорабатываются вопросы планирования и осуществления реструктуризации бюджетной сети в соответствии с фактической востребованностью бюджетных услуг и показателями эффективности предоставления бюджетных услуг негосударственными организациями;
б) не осуществляется планирование кассовых разрывов.
В силу отсутствия должного среднесрочного планирования расходов и прогнозирования доходов местных бюджетов недостаточно проработаны методологические вопросы расчета долговой нагрузки на бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период и расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджетов муниципальных образований. В результате, несмотря на проводимую аналитическую работу по оценке причин и периодичности возникновения кассовых разрывов, отсутствуют инструменты планирования кассовых разрывов на год в помесячной детализации. И как следствие, отсутствует потребность в инструментах планирования резервов для обеспечения финансирования в период кассовых разрывов, что приводит к недостаточно точному финансовому планированию и оценке объемов расходов бюджета, доступного для направления на предоставление бюджетных услуг;
в) недостаточный уровень ведения реестров расходных обязательств муниципальными образованиями.
Анализ реестров расходных обязательств муниципальных образований за 2006 год показал, что они составлены на недостаточно качественном уровне, то есть составлены без учета объективных бюджетных потребностей и обоснованности осуществления расходов, соответствия расходов на оказание муниципальных услуг экономически обоснованным затратам и качеству этих услуг.
2. Слабая активность внедрения бюджетирования, ориентированного на результат:
а) недостаточная интеграция оценки потребности в бюджетных услугах в планировании деятельности исполнительных органов государственной власти.
В муниципальных образованиях не проводится оценка востребованности бюджетных услуг населением и планирование деятельности органов местного самоуправления в разрезе бюджетных услуг. В муниципальном образовании "Онгудайский район" и муниципальном образовании "Усть-Коксинский район" принята нормативная база в части стандартизации и оценки бюджетных услуг и организованы опросы населения с целью осуществления оценки бюджетных услуг, однако в других муниципальных образованиях данные мероприятия не осуществлялись, хоть и были запланированы в рамках муниципальных программ реформирования финансов.
Это ведет к тому, что сегодня невозможно достоверно оценить в какой степени выделение бюджетных средств органам местного самоуправления позволило им продвинуться в достижении поставленных перед ними целей и задач, вытекающих из программ социально-экономического развития; какие направления расходования бюджетных средств являются приоритетными на среднесрочную перспективу, какие бюджетные услуги и в каком объеме необходимо оказать населению, какие действия необходимо предпринять органам местного самоуправления для повышения удовлетворенности населения предоставляемыми бюджетными услугами.
Такое положение обусловлено следующими факторами:
механизм оценки востребованности бюджетных услуг развит недостаточно. Бюджетные услуги населению предоставляются так, как это сложилось за предшествовавшие годы существования системы без учета реальных потребностей населения. При этом ни анализ потребностей потребителей бюджетных услуг, ни анализ их удовлетворенности с применением унифицированных механизмов и на систематической основе не проводятся. В таких условиях создаются все предпосылки для ситуации, когда ресурсы используются не вполне эффективно, и при сохранении существующего объема финансирования можно было бы добиться более высокой степени удовлетворенности потребителей;
механизм контроля качества предоставляемых бюджетных услуг неэффективен. В сложившихся условиях во многих отраслях социальной направленности (образование, культура, здравоохранение, транспортное обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство) нечетко определены механизмы и инструменты контроля качества предоставляемых потребителям бюджетных услуг. Это ведет к тому, что на фоне недостаточного развития механизма прогнозирования спроса на бюджетные услуги становится невозможным оценить качество, с которым предоставляются эти услуги населению. В свою очередь это ведет к развитию более глубоких проблем: невозможности оценить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на бюджетные услуги, а в последующем делает невозможным переход на бюджетирование, ориентированное на результат.
Важнейшим направлением совершенствования системы управления бюджетными расходами является внедрение в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения указанных принципов важными факторами являются:
создание системы учета потребности в предоставляемых услугах муниципального образования;
оценка и анализ причин отклонений утвержденных годовых показателей расходов от фактических затрат в результате исполнения местного бюджета за три предшествующих года;