3.1. Участие в совершенствовании федерального законодательства в области основных прав
Одной из первоочередных задач является разработка нормативных правовых актов, которые восполняли бы пробелы, устраняли противоречия в области основных прав, препятствующие установлению и действию единых нормативных стандартов на всей территории Российской Федерации. Решение этой задачи определяется взаимодействием Алтайского краевого Совета народных депутатов, обладающего правом законодательной инициативы, с органами государственной власти Российской Федерации. Восполнение пробелов и устранение противоречий в законодательстве, в том числе федеральном, и приведение его в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права окажет позитивное воздействие на ситуацию, связанную с защитой основных прав на территории Алтайского края.
3.2. Совершенствование нормативных правовых актов Алтайского края в сфере защиты основных прав
Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации отнесено регулирование основных прав (пункт "в" статьи 71), а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов только полномочия по защите основных прав (пункт "б" статьи 72). В связи с этим у представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия по регулированию основных прав. Одновременно не исключается возможность установления законами Алтайского края порядка реализации отдельных основных прав, а также создания дополнительных гарантий в целях их защиты. При этом такие нормативные правовые акты принимаются только на основании и в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Для обеспечения эффективной защиты основных прав в Алтайском крае, в первую очередь, требуется создание порядка реализации отдельных основных прав. В частности необходимо обновить действующие нормативные правовые акты, определяющие механизм рассмотрения обращений жителей Алтайского края. С целью устранения пробела в информировании жителей края о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Администрации Алтайского края необходимо ежегодно готовить доклад о рассмотренных обращениях. В докладе должно быть отражено количество, предмет, сроки, результаты рассмотрения обращений жителей края. Доклад подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете на официальном сайте органов власти Алтайского края. Подобные доклады должны представляться также органам исполнительной власти Алтайского края, Алтайскому краевому Совету народных депутатов и органам местного самоуправления.
Имеющие общественное значение обращения, рассмотрение которых относится к компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края, должны становиться основанием для принятия законов и краевых целевых программ по вопросам защиты соответствующих основных прав. Также на основании анализа содержащихся в докладе обращений должны определяться отдельные категории жителей края, особо нуждающихся в защите основных прав.
В целях дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов в области защиты основных прав в Алтайском крае необходимо создать механизм, обеспечивающий на профессиональной основе совершенствование правотворческой деятельности.
3.3. Доступность нормативных правовых актов, затрагивающих основные права
Доступность жителям Алтайского края и их объединениям информации о правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является важным условием поддержания правопорядка, предотвращения закрытости публичной власти и коррупции в ее органах. Решение данной задачи зависит от строгого соблюдения требования по своевременному официальному опубликованию принимаемых и действующих нормативных правовых актов, затрагивающих основные права, в газете "Алтайская правда" и (или) Сборнике законодательства Алтайского края.
В развитие положения о доступности нормативных правовых актов в области основных прав необходимо принять краевую целевую программу, которая должна в краткосрочной перспективе предусмотреть:
формирование органами государственной власти Алтайского края, государственными и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края общедоступных информационных ресурсов, включая создания в Интернете собственных официальных сайтов, а также центров доступа к правовой информации во всех муниципальных образованиях Алтайского края;
создание единой автоматизированной системы электронного документооборота и электронных архивов в органах государственной власти Алтайского края, государственных и муниципальных учреждениях, органах местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края;
включение в перечень обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления Алтайского края размещения в Интернете на их официальных сайтах нормативных правовых актов, затрагивающих основные права жителей края и их объединений.