Отдельные группы жителей в Алтайском крае, как и в Российской Федерации в целом, находятся в неблагоприятном положении. Это беженцы и вынужденные переселенцы, дети, женщины, инвалиды, ветераны, пенсионеры, участники локальных войн, лица без определенного места жительства и т.д. Защита основных прав этих категорий жителей края заключается в неукоснительном соблюдении установленных федеральным законодательством стандартов, а также в принятии дополнительных мер по их социальной реабилитации с учетом особенностей Алтайского края, возможностей краевого и муниципальных бюджетов.
Эффективное решение указанных задач предполагает разработку и реализацию краевых целевых программ в этой сфере, повышение координирующей роли Администрации Алтайского края как высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в консолидации усилий иных органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, занимающихся проблемами защиты основных прав следующих категорий жителей края:
7.1. Дети, женщины
В Алтайском крае, как и в России в целом, стоит проблема преодоления демографического кризиса. Это искоренение таких явлений, как социальное сиротство, вовлечение детей в антиобщественные действия, наркомания в среде детей и молодежи, ухудшение состояния их здоровья. Решение этих проблем невозможно без укрепления института семьи, защиты основных прав женщин и детей.
Важнейшими задачами являются:
реформирование системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также оптимизация сети интернатных учреждений;
совершенствование краевых нормативных правовых актов в сфере профилактики безнадзорности, беспризорности, предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
формирование краевых целевых программ по охране здоровья семьи и детей;
введение должности и развитие института уполномоченного по правам ребенка в Алтайском крае.
7.2. Инвалиды
В целях защиты основных прав инвалидов на первый план выдвигаются такие задачи, как:
введение в Алтайском крае системы реабилитационных и адаптационных мероприятий, контроль за соблюдением требований законодательства в сфере трудоустройства инвалидов;
создание условий, содействующих появлению у инвалидов и развитию стремления к самообеспечению;
разработка плана мероприятий, по обеспечению инвалидам передвижения в черте населенных пунктов Алтайского края и за их пределами.
7.3. Ветераны, пенсионеры
Для обеспечения основных прав ветеранов, пенсионеров первоочередными становятся следующие задачи:
обеспечение функционирования и развитие локальных систем социальной защиты ветеранов и пенсионеров с учетом темпов роста экономики Алтайского края;
совершенствование механизма контроля за соблюдением законодательства в сфере предоставления льгот и компенсаций указанным категориям жителей края.
7.4. Лица без определенного места жительства и определенного рода занятий
В целях обеспечения основных прав лиц без определенного места жительства и определенных занятий, исполнения обязанности по защите государством их прав и свобод целесообразно ввести систему учета лиц этой категории, с организацией медико-социальных центров оказания необходимой помощи.
7.5. Лица, находящиеся в местах содержания под стражей
В целях защиты основных прав указанных лиц необходимо:
соблюдать санитарно-гигиенические и иные нормы в местах содержания под стражей;
разработать комплекс мероприятий медико-социальной адаптации лиц, освобожденных из мест содержания под стражей.
7.6. Иностранные граждане, трудящиеся-мигранты
Многие основные личные и социально-экономические права не зависят от наличия у лица гражданства какого-либо государства. Поэтому иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться указанными правами наравне с гражданами Российской Федерации. Защита основных прав иностранных граждан тесно связана с вопросами миграции. В частности, федеральными органами государственной власти предложено решение демографической проблемы в Российской Федерации за счет совершенствования миграционной политики, стимулирования притока в страну квалифицированных трудящихся-мигрантов и соотечественников. Одновременно защита основных прав иностранных граждан должна осуществляться с учетом демографической ситуации и возможностей их обустройства в Алтайском крае.
Приграничное положение Алтайского края и наличие исторически сложившихся связей с иностранными государствами обусловливает необходимость принятия нормативных правовых актов, направленных на решение ряда вопросов в сфере миграции. К ним относятся следующие:
разработка в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, аналогичной краевой программы;