Несмотря на позитивные изменения в экономике Алтайского края, ситуация в сфере занятости населения остается сложной.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (далее - Алтайкрайстат), в 2006 году численность экономически активного населения составила 1313,9 тыс.человек, из них 1198,0 тыс.человек (91,2 процента) были заняты в экономике. Занимались поиском работы и в соответствии с методологией Международной организации груда классифицировались как безработные 115,9 тыс.человек (8,8 процента экономически активного населения). Численность официально зарегистрированных безработных в 2006 году находилась в пределах 68,0-85,7 тыс.человек (60-75 процентов от общего числа безработных), по состоянию на начало 2007 года составила 76,3 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению на 1 января 2007 года достиг 5,8 процента, превысив уровень безработицы по Сибирскому федеральному округу (3,2 процента). Неравномерное распределение рабочих мест, а также различия в социально-экономическом положении повлекли дифференциацию территорий Алтайского края по уровню безработицы. Максимальное его значение превысило минимальное более чем в 17 раз. Наиболее сложная ситуация складывается в Баевском, Калманском, Косихинском, Ребрихинском, Славгородском районах, где уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения на 1 января 2007 года составил 12,5-17,9 процента (по краю - 4,7 процента).
На состояние рынка труда оказывают влияние следующие факторы:
высвобождение работающих в ходе реорганизации и реструктуризации предприятий различных отраслей экономики. Так, по данным Алтайкрайстата, в 2006 году с крупных и средних предприятий Алтайского края выбыло в связи с сокращением численности или ликвидацией предприятий 13,4 тыс.человек, при этом дополнительно создано 8,8 тыс.рабочих мест, что не восполнило количество ликвидированных рабочих мест;
сокращение работающих в организациях основных видов экономической деятельности - среднесписочная численность работников крупных и средних организаций Алтайского края в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократилась более чем на 30 тыс. человек, или на 4,7 процента;
напряженная ситуация на рынке труда в сельской местности, где проживает более 70 процентов безработных, в то время как вакансии составляют порядка 13 процентов от их общего числа в Алтайском крае. Уровень официальной безработицы по отношению к трудоспособному населению в сельской местности (на 1 января 2007 года - 7,8 процента) традиционно превышает средний по Алтайскому краю (на 1 января 2007 года - 4,7 процента). В настоящее время в Алтайском крае 293 сельских населенных пункта (18 процентов от их общего числа), где проживает порядка 34,0 тыс.трудоспособных граждан, не имеют ни одного работодателя - товаропроизводителя;
качественное и количественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В банке вакансий Алтайского края около 73 процентов приходится на рабочие профессии, большинство из которых связаны с использованием неквалифицированного труда, каждая четвертая вакансия - с заработной платой ниже прожиточного минимума, каждая вторая - с заработной платой ниже среднекраевого уровня, что затрудняет их заполнение. Число граждан, ищущих работу, более чем в два раза превышает потребность в рабочей силе;
медленная перестройка системы государственного профессионального образования. Масштабы, структура и формы первичной подготовки кадров в недостаточной степени учитывают изменения спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе; вторичное обучение (дообучение, переподготовка и повышение квалификации) не стало массовым и продолжает ориентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающиеся в трудоустройстве;
недостаточное реформирование трудовой сферы, в результате чего отмечаются значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, высокая концентрация рабочей силы на убыточных предприятиях, вынужденная неполная занятость, низкая эффективность труда и низкие заработки значительной части работающих, отсутствие экономической зависимости доходов работника от его трудового вклада, что является стимулом для увольнения работников по собственному желанию и их выхода на рынок труда в целях поиска работы;
низкая конкурентоспособность отдельных социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) в связи с ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;
недостаточная мотивация к труду у определенных групп населения. За последние 3 года доля граждан, обратившихся в органы службы занятости населения и имеющих длительный (более года) перерыв в работе, возросла с 21,1 до 30,9 процента.
Исходя из сложившейся ситуации на рынке труда Алтайского края разработаны программные мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:
усиление государственного регулирования отношений, складывающихся на рынке труда Алтайского края в различных сферах деятельности и в территориальном разрезе. Реализация программных мероприятий позволит увеличить долю рынка труда, контролируемую органами службы занятости (отношение числа граждан, ищущих работу через органы службы занятости населения, к числу граждан, вышедших на рынок труда Алтайского края в целях поиска работы) с 53,9 процента в 2007 году до 57,9 процента в 2010 году, а также постепенно снизить численность официально зарегистрированных безработных граждан на 3,6-7,3 процента (в среднемесячном исчислении). Средняя продолжительность регистрируемой безработицы снизится с 6,0 месяцев в 2007 году до 5,3 - в 2010 году;
повышение конкурентоспособности незанятых граждан. Доля безработных граждан, снятых с учета по причине направления на профессиональное обучение с последующим трудоустройством, возрастет с 5,5 процента в 2007 году до 6,1 процента в 2010 году. Численность граждан, направленных на профессиональное обучение с последующим трудоустройством, в городских округах и муниципальных районах Алтайского края приведена в таблице 4;
содействие трудоустройству граждан, ищущих работу. Уровень трудоустройства безработных граждан на временные работы планируется в пределах 8,7-9,3 процента;
регулирование внутренней и внешней трудовой миграции. Реализация программных мероприятий позволит сократить на 1,2 процента ежегодно количество официально зарегистрированных безработных за счет организации трудовой миграции;
оказание социальной поддержки безработным гражданам, благодаря чему снизится социальная напряженность на рынке труда. Доля граждан, получающих пособие по безработице, в общем числе официально зарегистрированных безработных к 2010 году снизится до 72,0 процентов.