КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 декабря 2007 года N 324
О внесении изменений и дополнения в Закон Курганской области "О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области"
Принят
Курганской областной Думой
25 декабря 2007 года
Внести в Закон Курганской области от 29 июля 1999 года N 239 "О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области" следующие изменения и дополнение:
1. В пункте 1.1 статьи 1:
1) подпункт 1.1.2 изложить в следующей редакции:
"1.1.2. государственный образовательный стандарт - обобщающий свод норм и положений, определяющий основные требования к содержанию и результатам образования и включающий федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения;";
2) подпункт 1.1.5 изложить в следующей редакции:
"1.1.5. базисный учебный план образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования, - документ, устанавливающий нормативы учебного времени на освоение содержания регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта по ступеням, классам, образовательным компонентам, учебным предметам и определяющий форму изучения курсов регионального (национально-регионального) компонента;";
3) подпункт 1.1.9 изложить в следующей редакции:
"1.1.9. государственная аккредитация образовательного учреждения - процедура признания государством в лице его государственных органов, осуществляющих управление в сфере образования, государственного статуса образовательного учреждения, подтверждения уровня реализуемых образовательных программ, установления соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.".
2. Подпункт 3.1.2 пункта 3.1 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"3.1.2. способствует развитию личности обучающихся, формированию навыков сохранения и укрепления здоровья, ответственного и безопасного поведения, воспитанию гражданственности, любви к окружающей природе и малой Родине, приобщению к историческому и культурному наследию своего родного края.".
3. В статье 4:
1) в подпункте 4.1.2 пункта 4.1 слово "общеобразовательные" заменить словами "основные общеобразовательные";
2) пункт 4.2 изложить в следующей редакции:
"4.2. Установление регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области осуществляется с учетом федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и федеральных базисных учебных планов.".
4. В статье 5:
1) в названии слово "общеобразовательных" заменить словами "основных общеобразовательных";
2) пункт 5.1 изложить в следующей редакции:
"5.1. Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ в части регионального (национально-регионального) компонента представляет собой систему знаний о литературе, искусстве, истории и географии Курганской области, отражает региональные особенности преподавания физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности.";
3) в пункте 5.2:
слова "общеобразовательных учреждений Курганской области" заменить словами "образовательных учреждений Курганской области, реализующих программы общего образования,";
слова "общеобразовательных программ" заменить словами "основных общеобразовательных программ";
4) в пункте 5.3:
слово "общеобразовательных" заменить словами "основных общеобразовательных";
слово "Закону" заменить словом "закону";
5) в пункте 5.4:
слово "общеобразовательных" заменить словами "основных общеобразовательных";
слова "государственный орган управления образованием Курганской области" заменить словами "орган исполнительной власти Курганской области, осуществляющий управление в сфере образования,".
5. В статье 6:
1) в пункте 6.1 слово "промежуточной" заменить словами "текущем контроле успеваемости, промежуточной";
2) в пункте 6.2:
слово "Промежуточная" заменить словами "Текущий контроль успеваемости и промежуточная";
слово "проводится" заменить словом "проводятся";
3) в пункте 6.3 слова "государственным органом управления образованием Курганской области" заменить словами "органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим управление в сфере образования";
4) в пункте 6.4 слово "определенного" заменить словом "определенному".
6. Пункты 7.1 и 7.2 статьи 7 изложить в следующей редакции:
"7.1. Контроль за исполнением образовательными учреждениями требований государственных образовательных стандартов общего образования в части регионального (национально-регионального) компонента в Курганской области осуществляется в ходе государственной аккредитации образовательных учреждений.
7.2. Государственная аккредитация образовательных учреждений в Курганской области осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством.".
7. Дополнить статьей следующего содержания:
"Статья. Переходные положения
1. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2009 года.
2. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.
3. Действие настоящего Закона распространяется только на правоотношения, связанные с обучением лиц, зачисленных до 1 сентября 2009 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами.".
8. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему Закону.
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.
2. Положения настоящего Закона в части регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта курса "Основы безопасности жизнедеятельности" вступают в силу с 1 сентября 2008 года.
Губернатор
Курганской области
О.А.Богомолов
г.Курган
28 декабря 2007 года
N 324
Изучение литературного краеведения и искусства родного края призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентаций на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и региональной художественной культуры.
Цели изучения литературного краеведения и искусства Зауралья в основной школе:
раскрытие особенностей художественной литературы родного края; ее внутренних взаимосвязей и связей с историческими судьбами края, его природой;
развитие интереса обучающихся к народно-поэтическому наследию Зауралья; раскрытие связей литературы с народным фольклором;
формирование умений соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной литературы, выявлять своеобразие художественных решений;
развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия явлений действительности в искусстве и культуре родного края;
воспитание культуры восприятия произведений регионального изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна родного края;
освоение знаний о развитии изобразительного искусства в Зауралье как способе эмоционально-практического освоения народами края окружающего мира, о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры в истории Курганской области;
формирование устойчивого интереса к региональному изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Русский фольклор. Жанры фольклора. Жанровое своеобразие фольклора последних десятилетий. Устное народное творчество Зауралья как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в зауральском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Мифология Зауралья (предания, заговоры, легенды). Русские народные сказки Зауралья (волшебная, бытовая, о животных). Федорова В.П. "Сто сказок Южного Зауралья". Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (2-3 произведения). Лирические песни Зауралья. Человек и природа в лирических песнях. Сюжеты и образы исторических песен в Зауралье. Частушки в Зауралье. Зауральский свадебный обряд. Краеведы Зауралья. В.П.Бирюков, А.Н.Зырянов, М.Д.Янко.
Родная природа в произведениях местных авторов. Творчество М.С.Керченко. "Лесной барабанщик", (1-2 рассказа из сборника "Янтарные соты", одно стихотворение о природе). Поэты-современники о Зауралье. А.М.Виноградов "Заревой окоем", "Природа в зеркале души". И.И.Анисимова "На земле привольной". К.Н.Сульдин "Мои журавли", "Любимый город". А.Н.Еранцев "Звезда на траве". В.Гилев, Н.Аксенов, Н.Рождественская, В.Ступина, Б.Черемисин. В.Липихин - С.Акулов "Сторона моя зауральская". Ю.Гаврилов - Е.Карганова "Я хочу, чтобы птицы пели". Ю.Гаврилов - К.Сульдин "Зауральское поле". Г.Чебаков - К.Бальмонт "Снежинки". И.Парфенов "Черемуха над водой" и др. Е.Хабарова "Приди весна-веснянка". В.Ф.Потанин "Когда прошли дожди" и др., В.Михайлова "Ржаной хлеб" и др., А.Виноградова, К.Худякова. Изображение родной природы в произведениях династии юргамышских поэтов Астафьевых. Творчество В.И.Юровских. "Журавлиные корни" (2-3 произведения по выбору).
Малая Родина в стихотворениях курганских поэтов. А.Пляхин ("Три столетия Кургана" - фрагмент, "Кургану", "Где бы я ни был..."), Н.Агеева ("Город на Тоболе", "Зауралье мое степное"). Стихотворения Г.Артамонова, Н.Балашенко, А.Баевой, А.Позднякова и др. поэтов по выбору учителя.
Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей. В.Федорова ("Первый день из детства", "После войны"), С.Чингин ("Жернова"), В.Потанин ("Боря маленький" и др.), А.Худяков (стихотворения "Проводы", "На занятиях"), К.Сульдин ("У Вечного огня"). А.Пляхин ("Да, сорок лет!" и др.), Т.Лепихина ("Старое письмо"), С.Петров ("Мы помним братство боевое"), Г.П.Устюжанин ("Он с Родиной себя не мыслил врозь"), В.Носков (Книга очерков "Любите нас, пока мы живы" - по выбору учителя).
Школьная тема в творчестве писателей Зауралья. Художественные произведения современных авторов о школе. В.Есетов ("Мстители в классе"), В.Ступина ("Петька Рыжий").
Русская литература XIX века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Д.Н.Мамин-Сибиряк "Охонины брови".
Русская литература XX века.
А.Е.Федоров "Шадринский гусь". Творчество писателей-современников Зауралья: Потанин В.Ф. "Белые яблони", "Приезд к матери", "Доченька". В.И.Юровских "Столешница". И.П.Яган "За Сибирью солнце всходит".
М.С.Керченко, А.Н.Еранцев, А.М.Виноградов (2-3 произведения по выбору). Литературная сказка. Творчество Л.И.Куликова, Т.И.Липихиной, М.С.Керченко (2-3 произведения по выбору). Современная зауральская поэзия (обзор: Л.Х.Андреева, Л.А.Туманова, А.Д.Львов, Н.А.Аксенов, И.И.Анисимова, В.Ф.Михайлов, В.Н.Лаухтин, И.А.Лещев и др.). Обзор современных журналов Зауралья ("Тобол", "Сибирский край", "Огни Зауралья").
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с творческим заданием);
анализ и интерпретация произведений;