Определяющей тенденцией развития малого бизнеса на долговременную перспективу станет процесс все большей интеграции малого предпринимательства в общую предпринимательскую и хозяйственную среду и его возрастающая роль в решении социально-экономических проблем области.
Согласно прогнозу социально-экономического развития на долгосрочный период, перспективы развития экономики области тесным образом связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов, предполагающих освоение новых отраслей экономики, использование конкурентных технологий, высокую интенсивность структурных сдвигов в экономике, инновационную активность, достижение устойчивого роста населения области, в том числе трудоспособного.
Активное строительство и ввод в эксплуатацию новых горнорудных предприятий, развитие перерабатывающего производства, развитие энергетической системы, активное развитие транспортной инфраструктуры, обусловленное реализацией крупных инвестиционных проектов, позволит получить значительный мультипликативный эффект через развитие сопутствующих отраслей экономики и откроет новые возможности для развития и производственной диверсификации малого предпринимательства.
Факторами, способствующими развитию малого бизнеса Магаданской области в перспективе до 2020 года, будут, с одной стороны, возрастающий личный потребительский спрос населения на товары, работы и услуги, связанный с прогнозируемым повышением уровня жизни и доходов населения, с другой стороны, усиливающиеся потребности действующих и создающихся крупных и средних предприятий в поставках товаров, продукции и услуг.
Развитие малого предпринимательства во многом будет зависеть и от степени разрешения демографических проблем, вызванных демографическими процессами предыдущих лет. В ближайшие годы прогнозируется сокращение численности трудоспособного и экономически активного населения области в сочетании с увеличением доли людей пенсионного возраста. В условиях дефицита трудовых ресурсов малый бизнес будет нуждаться во внедрении технологий, способствующих повышению производительности труда. В связи с чем, поддержка малого предпринимательства должна включать комплекс мер по адаптации предпринимательской деятельности к условиям дефицита трудовых ресурсов:
- вовлечение в трудовую деятельность безработных граждан за счет профессиональной переподготовки;
- развитие рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями малого бизнеса;
- насыщение рынка труда квалифицированными кадрами за счет иммиграции.
В силу географических, природно-климатических и других особенностей уровень социально-экономического развития муниципальных образований области, в том числе и уровень развития малого предпринимательства, существенно отличается. Уровень развития малого бизнеса в областном центре - городе Магадане в несколько раз выше, чем в других муниципальных образованиях области с более сложными условиями хозяйствования. Перспективной тенденцией развития малого бизнеса должен стать процесс выравнивания различий между муниципальными образованиями по степени развития малого предпринимательства. В связи с этим необходимо усилить территориальный акцент в поддержке малого предпринимательства, направленный на поддержку муниципальных программ развития малого бизнеса.
Перспективы развития малого предпринимательства будут тесно связаны с общим ходом прогнозируемых структурных преобразований в экономике Магаданской области. Поэтому направления государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства на разных этапах таких преобразований должны соответствовать потребностям малого бизнеса в государственной поддержке.
Концепцией предусмотрена поэтапная реализация государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства.
Первый этап - 2008-2010 годы можно назвать подготовительным.
На этом этапе осуществляемая государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий хозяйствования: на формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, совершенствование правового пространства, на разработку действенных государственных механизмов поддержки, системы подготовки кадров и повышение их квалификации, укрепление социального статуса предпринимательства, создание недостающих элементов региональной инфраструктуры содействия малому бизнесу.
Должное внимание на этом этапе необходимо уделить мерам противодействия избыточным административным барьерам и препятствиям, сдерживающим развитие малого предпринимательства.
Все это должно обеспечить к началу периода роста экономики области необходимые предпосылки для дальнейшего развития и стабильного функционирования действующих и более легкого "старта" вновь создаваемых малых предприятий.
Второй этап - 2011-2020 годы связан с прогнозируемым развитием и структурными преобразованиями экономики области.
Поскольку прогнозируемое развитие базовых отраслей экономики, создание новых и сопутствующее этому развитие смежных отраслей экономики, сопровождающееся естественным ростом числа малых предприятий, обусловит повышение уровня конкуренции при входе на рынок, то и поддержка малого предпринимательства на этом этапе должна быть ориентирована на вновь создаваемые малые предприятия.
Для повышения конкурентоспособности региональной экономики необходимо стимулирование инновационной активности субъектов малого бизнеса и развития их технологического потенциала путем оказания поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, инновационным проектам, реализуемым в интересах различных сфер экономики, развития взаимодействия участников инновационного процесса.
Направления и формы поддержки малого предпринимательства на данном этапе должны быть ориентированы на поддержку и развитие "стартующих" и инновационных малых предприятий, что будет способствовать как созданию условий для развития сектора малого предпринимательства, так и повышению эффективности экономики региона в целом.