АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 февраля 2008 года N 26-па

О Концепции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008-2020 годы



В целях дальнейшего развития малого предпринимательства и реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства администрация Магаданской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008-2020 годы (далее - Концепция).

2. Органам исполнительной власти Магаданской области принять меры по реализации положений Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать основные положения Концепции при разработке муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора области Карпенко Н.Б.

5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


Губернатор
Магаданской области
Н.Дудов

г.Магадан
1 февраля 2008 года
N 26-па

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Магаданской области
от 1 февраля 2008 года N 26-па

КОНЦЕПЦИЯ
развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008-2020 годы



Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области на 2008-2020 годы (далее - Концепция) определяет цели, направления и долговременные тенденции развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области, направленные на обеспечение благоприятных условий развития субъектов малого бизнеса.

Концепция разработана на основании прогноза социально-экономического развития Магаданской области на 2008 год и на период до 2020 года, а также на основании концепции стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2025 года.

1. Состояние и проблемы развития малого предпринимательства


Малое предпринимательство - динамичная форма хозяйствования, способная наиболее оптимально использовать свой потенциал и мобильность в условиях рыночной экономики.

Малое предпринимательство в Магаданской области является тем сектором экономики, который оказывает все более значительное влияние на общее состояние экономики области.

Учитывая важность роли, которую малое предпринимательство играет в решении социально-экономических задач области, его развитие и поддержка становится одним из основных направлений государственной политики.

Малый бизнес Магаданской области за 2006 год можно представить следующими данными:

- зарегистрировано малых предприятий - 1946, из них 1394 представляющих сведения о своей деятельности;

- предпринимателей - 6090;

- крестьянских (фермерских) хозяйств - 169.

Вклад малых предприятий в экономику Магаданской области в 2006 году характеризуется следующими показателями: доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике области составила 22%, в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) - 28%, в инвестициях в основной капитал - около 3%.

Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций области за последние 7 лет стабильно превышают среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.

Показатель

Единица измерения

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

1

2

3

4

5

6

7

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций

Российская Федерация

%

14,3

15,0

15,9

16,7

17,8

Дальневосточный федеральный округ

%

11,7

11,6

12,5

13,2

13,8

Магаданская область

%

16,5

13,1

18,6

21,9

18,2

 Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта

Российская Федерация

%

-

-

10,2

11,2

-

Дальневосточный федеральный округ

%

-

-

11,6

12,2

-

Магаданская область

%

-

-

16,2

16,0

-


Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Значения показателей доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2004-2005 годы превышают среднероссийский уровень. Также значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу и уступает по величине только Сахалинской области.

Для малых предприятий характерно активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения. В 2006 году число работавших по совместительству на малых предприятиях составило 51% от работавших по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики области.

Показатель

Единица измерения

2004 год

2005 год

2006 год

1

2

3

4

5

Совместители, работавшие на малых предприятиях

человек

870

868

909

Работники по договорам гражданского правового характера, выполнявшие работы на малых предприятиях

человек

1391

1652

1684


На малых предприятиях в 2006 году были заняты 16,2 тыс.человек, что на 7% больше занятых в 2005 году. Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 13,7 тыс.человек, что составляет 102% к 2005 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве, наибольшее количество сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тыс.человек, в торговле - 2,9 тыс.человек, на транспорте и связи - 1,77 тыс.человек, в строительстве - 1,86 тыс.человек.

Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в области довольно устойчива.

В общем числе малых предприятий в 2006 году наибольшую долю - 30% составляли малые предприятия торговли, в 2005 году они же составляли 26%. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим, чем в производственной сфере, объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.

Предприятия промышленности составили 24,7% от общего числа малых предприятий, 16,7% составили предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги. Предприятия транспорта и связи составили 13,2% от общего числа малых предприятий, 8,7% предприятий занимались строительством.

В ряде отраслей экономики области (торговля, строительство, образование) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 90% всей отгруженной продукции (работ, услуг) в областном объеме, в других отраслях (обрабатывающие производства, гостиницы и рестораны, здравоохранение) - весомым, где его доля составляет более 50% процентов в областном объеме. Доля малого бизнеса в производстве таких видов продукции как металлопластиковые двери и окна, ювелирные изделия, изделия художественных промыслов, безалкогольные напитки, колбасные изделия достигает до 100% от общеобластного производства. Также услуги в сфере туризма предоставляются только малыми предприятиями.

В формировании объема платных услуг населению малый бизнес с каждым годом занимает все более значительное место. В 2004 году на долю малого бизнеса приходилось 28% общего объема платных услуг области, в 2005 году - 31%, в 2006 году - 42%.

Наметились позитивные изменения в результатах финансовой деятельности малых предприятий всех видов экономической деятельности. Сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий в 2006 году составил 227,5 млн. рублей прибыли, тогда как в 2005 году имел место убыток. Доля предприятий потенциальных банкротов в 2006 году сократилась по сравнению с 2004 годом с 59,7% до 48%.

Наблюдающийся прирост производственного потенциала на малых предприятиях также является благоприятным фактором их экономического развития.

Несмотря на наличие положительных тенденций развития малого предпринимательства в Магаданской области, имеют место и проблемы, влияющие на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, а также препятствующие его динамичному развитию.

Наиболее значимыми факторами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований, являлись несовершенство нормативно-правовой базы и системы налогообложения в сфере малого предпринимательства, финансово-кредитных механизмов, а также существование неоправданных административных барьеров. Это привело к отсутствию готовности малого бизнеса работать с учетом долгосрочной перспективы, низкой инвестиционной активности.

Несмотря на рост в 2006 году показателя инвестиций малого бизнеса в основной капитал на 17%, удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в общем объеме инвестиций области снизился на 4%.

Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий остаются ограниченность собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита.

Несмотря на увеличение в настоящее время на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствуют широкому доступу к ним малых форм хозяйствования. Рост кредиторской задолженности малых предприятий, наблюдающийся за последние 3 года, говорит о том, что малый бизнес предпочитает не погашать своевременно свою задолженность перед поставщиками и другими кредиторами, вместо привлечения дорогостоящих кредитов.

Сложные климатические условия и территориальная удаленность региона служат дополнительным препятствием в развитии бизнеса, ограничивают возможности малого предпринимательства в поиске потенциальных партнеров, затрудняет межрегиональное сотрудничество, а также препятствует активному участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности за пределами территории Магаданской области.

Несмотря на возрастающую тенденцию к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законодательством норм и правил ведения бизнеса.

На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, все это негативно сказывается на развитии малого предпринимательства в целом.

Следует отметить, что составить полное представление о реальном состоянии сектора малого предпринимательства и его роли в экономике области, также как и в стране в целом, не представляется возможным из-за существования "теневой" стороны деятельности малого бизнеса. Отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием изменяющихся методик расчета, делает невозможным точную оценку состояния малого предпринимательства и затрудняет выработку действенных механизмов его поддержки.

2. Цели и задачи развития и поддержки малого предпринимательства в Магаданской области


Динамичное развитие малого предпринимательстве, является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта, оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, обеспечивает приемлемый уровень и качество жизни населения, снижение показателей бедности и безработицы.

Учитывая важность роли малого бизнеса в решении социально-экономических задач Магаданской области, необходимо обеспечение благоприятных условий для его дальнейшего устойчивого и динамичного развития, путем совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства Магаданской области.

Для достижения этой цели должны быть решены следующие задачи:

- усиление мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, ведущих деятельность в приоритетных для Магаданской области сферах;

- совершенствование механизмов и форм поддержки субъектов малого предпринимательства;

- формирование правового пространства, обеспечивающего эффективное развитие малого предпринимательства;

- содействие росту конкурентоспособности и продвижению товаров (работ, услуг) субъектов малого предпринимательства на товарные рынки;

- устранение избыточных административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого предпринимательства;

- укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимательства.

Реализация государственной политики в области развития малого предпринимательства должна осуществляться на условиях:

- партнерских отношений между исполнительными органами государственной власти Магаданской области, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- приоритетности поддержки субъектов малого предпринимательства, реализующих социально значимые и необходимые для Магаданской области проекты;

- обеспечения системного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства.

3. Долговременные тенденции развития малого предпринимательства и основные направления поддержки малого предпринимательства Магаданской области


Определяющей тенденцией развития малого бизнеса на долговременную перспективу станет процесс все большей интеграции малого предпринимательства в общую предпринимательскую и хозяйственную среду и его возрастающая роль в решении социально-экономических проблем области.

Согласно прогнозу социально-экономического развития на долгосрочный период, перспективы развития экономики области тесным образом связаны с реализацией крупных инвестиционных проектов, предполагающих освоение новых отраслей экономики, использование конкурентных технологий, высокую интенсивность структурных сдвигов в экономике, инновационную активность, достижение устойчивого роста населения области, в том числе трудоспособного.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»