Недействующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 12 января 2008 года N 9-РЗ

Об утверждении республиканской целевой программы "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"

Принят Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики

25 декабря 2007 года



____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона КЧР от 01.12.2014 N 79-РЗ.
____________________________________________________________________

Изменения:

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2012 N 26-РЗ RU 09000201200100

Статья 1


Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года".

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Карачаево-Черкесской Республики

М.А.-А.Батдыев



     Приложение
     к Закону Карачаево-Черкесской Республики
     "Об утверждении республиканской целевой программы
     "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"

Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"

Паспорт республиканской целевой программы "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Карачаево-Черкесской Республики до 2015 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Решение Совета безопасности Российской Федерации от 20.06.2006 года об улучшении демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы, решение Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальных проектов и демографической политике от 23.05.2007 N 19, Поручение полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 28.08.2006 N А52-5538-34

Государственный заказчик Программы

Правительство Карачаево-Черкесской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики

Основные исполнители Программы

Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики - координатор Программы, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, организации, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Цели Программы

- перелом негативных тенденций демографических процессов и достижение суммарного коэффициента рождаемости 2,5 к 2010 году с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения;

- стабилизация демографической ситуации в республике за счет сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения;

- создание условий для рождения желанных здоровых детей и сохранения здоровья женщин;

- предупреждение инвалидности, материнской и младенческой смертности.

Задачи Программы

- снижение младенческой и материнской смертности;

- стабилизация и повышение рождаемости;

- укрепление репродуктивного здоровья населения;

- создание условий для безопасного материнства;

- развитие и укрепление института семьи.

Срок реализации Программы

2008-2015 годы

Программные мероприятия

Программные мероприятия включают в себя следующие направления: - профилактика, диагностика, лечение заболеваний, - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения; - повышение профессиональной квалификации медицинских работников.

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма затрат на 2008-2015 годы 48,64 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета (по согласованию) - 24,32 млн. рублей (50 процентов), - средства бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 24,32 млн. рублей (50 процентов). Из них: - капитальные вложения 34,0 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (по согласованию) - 17,0 млн. рублей, - бюджет Карачаево-Черкесской Республики - 17,0 млн. рублей. - прочие расходы 14,64 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет (по согласованию) - 7,32 млн. рублей; - бюджет Карачаево-Черкесской Республики - 7,32 млн. рублей. Объем ежегодного финансирования, начиная с 2008 года, составляет 6,08 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3,04 млн. рублей, за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 3,04 млн. рублей.

Планируемые результаты реализации Программы

- снижение материнской смертности;

- снижение перинатальных и младенческих потерь на 10 %;

- улучшение результатов лечения бесплодия в браке на 15 %;

- охват догестационной подготовкой 80 % супружеских пар;

- снижение частоты врожденных пороков развития на 10 %;

- снижение заболеваемости детей раннего возраста на 15 %;

- снижение детской инвалидности на 10 %.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы. Координатор Программы представляет в Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики ежеквартальные, а в Правительство Карачаево-Черкесской Республики годовой отчеты о ходе и результатах реализации Программы.



Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Вследствие высокой инертности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Карачаево-Черкесской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется стабилизация и дальнейшее улучшение отдельных параметров демографической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике при условии развития комплекса мер в сфере демографической политики и его бездефицитного финансирования.

Данная Программа представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики по регулированию социально-демографического развития Карачаево-Черкесской Республики на период до 2015 года. На протяжении последнего десятилетия в республике происходит ухудшение демографической ситуации. Если в 1990 году в республике родилось 7218 детей (показатель рождаемости - 17,1), умерло 3496 человек (показатель смертности - 8,3), естественный прирост составил 3722 (показатель - 8, 8 на 1000 чел населения), то в 2006 году родилось 5032 ребенка (показатель рождаемости - 11,7), умерло 4924 человека (показатель смертности 11,4), а естественный прирост составил 108 (+0,3). Естественная убыль населения характерна для Урупского и Зеленчукского районов.

Высокий уровень смертности, который сравнялся с рождаемостью, и снижение продолжительности жизни населения, сокращение рождаемости (в 1,5 раза по республике) и переход к малодетности, увеличение миграционных потоков (миграционная убыль ежегодно за последние 10 лет больше 2000 чел.) привели к ухудшению демографических показателей. Дополнительный отток из Карачаево-Черкесской Республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов республики, обостряет проблему внешней технологической зависимости. Низкий уровень рождаемости является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. Несмотря на то, что количество абортов в республике ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.

Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в республике с 2007 года, объясняется реализацией демографической политики и приоритетного национального проекта "Здоровье" в Российской Федерации. Однако, в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в республике меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в республике 1,5, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно на динамику рождаемости влияет тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений, возрастает внебрачная рождаемость. В связи с этим осложняется развитие накопленного веками материального, духовного и культурного потенциала народов республики. Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Сложившаяся ситуация во многом порождена недостаточным учетом демографических факторов в среднесрочной и долгосрочной социально-экономической стратегии государства, отсутствием комплексной программы выхода из кризиса у государственных органов, ответственных за демографическое развитие, а также остаточным принципом финансирования поддержки деторождения и семьи. Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. Сегодня, когда политическая и экономическая ситуация намного лучше, чем в середине 1990-х годов, поддержание столь низкого уровня государственных расходов на семейные пособия в условиях демографического кризиса не может быть признано оправданным. Средняя молодая семья располагает ресурсами на рождение и воспитание только одного ребенка, при этом большинство семей хотело бы иметь двоих детей.

В условиях высокой смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, несчастных случаев, отравлений и травм, алкоголизма, наркомании, табакокурения - а именно это формирует сверхсмертность в трудоспособном возрасте.

На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики 19 % семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.

Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Используемые методы лечения малоэффективны, доступность высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости лечения. Ежегодно проводится не более 10-15 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 15 %), тогда как потребность в десятки раз выше. В перспективе приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40 - 45 %.

Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В республике регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, то есть заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60 % новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.

Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2006 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20 % беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 63 беременностей по поводу врожденных пороков развития), 18 % в структуре перинатальной и младенческой смертности в республике занимают пороки развития.

Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в Республиканском Перинатальном центре отделения пренатальной диагностики, оснащенного современной диагностической аппаратурой.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является перелом негативных тенденций демографических процессов и достижение к 2015 году абсолютного прироста населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, снижение преждевременной смертности.

Исходя из поставленной цели, основными задачами демографического развития Карачаево-Черкесской Республики являются:

- снижение младенческой и материнской смертности;

- стабилизация и повышение рождаемости;

- укрепление репродуктивного здоровья населения, создание условий для безопасного материнства, развитие и укрепление института семьи;

- проведение и совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний, создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний;

- совершенствование эпидемиологического надзора за заболеваниями;

- обеспечение раннего выявления заболеваний, современного уровня диагностики, лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;

- повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике, лечению и реабилитации заболеваний.

Увеличение уровня рождаемости прогнозируется за счет увеличения коэффициента рождений на одну женщину и запоздалой реализации репродуктивной функции относительно многочисленного поколения женщин, родившихся в первой половине 1980-х годов. Положительное значение для стимулирования рождаемости будет иметь осуществление мер материальной поддержки семей с детьми в свете реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и национальных проектов в жилищной сфере, а также в сфере здравоохранения и образования, в частности, установление материнского (семейного) капитала, внедрение родовых сертификатов, обеспечение жильём молодых семей.

Срок реализации Программы

Программа реализуется в течение 2008-2015 годов. В ходе реализации Программы планируется проведение следующих мероприятий: проведение мероприятий по профилактике, диагностике, раннему выявлению, лечению заболеваний; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; повышение уровня готовности системы здравоохранения к оказанию экстренной медицинской помощи населению; повышение квалификации медицинских работников, внедрение в медицинскую практику новых технологий.

Программные мероприятия

Программные мероприятия направлены на совершенствование системы оказания помощи жителям Карачаево-Черкесской Республики по профилактике нарушений репродуктивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей. Программные мероприятия реализуются в соответствии с приложением к настоящей Программе.

Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета (по согласованию), бюджета Карачаево-Черкесской Республики и средств внебюджетных источников (по согласованию).

Объем финансирования Программы на 2008-2015 годы составляет 48,64 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 24,32 млн. рублей (50 процентов), за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 24,32 млн. рублей (50 процентов).

Объем ежегодного финансирования, начиная с 2008 года, составляет 6,08 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 3,04 млн. рублей, за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 3,04 млн. рублей.

Расходы на финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики определены в приложении к Программе.

Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании федерального бюджета на соответствующий год.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики согласовываются Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики с Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики и подлежат ежегодному уточнению.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджета Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования согласовываются Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Карачаево-Черкесской Республики и подлежат ежегодному уточнению.

в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2012 N 26-РЗ RU 09000201200100

Механизм реализации Программы

Координатор Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики заключает договоры на закупку и поставку продукции для государственных нужд со всеми исполнителями программных мероприятий, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

К участию в Программе привлекаются органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, государственные учреждения и общественные организации.

В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, осуществляет совместно с Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями.

Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.

Государственный заказчик Программы по мере необходимости формирует бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета и в установленном порядке представляет их в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики.

в ред. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 27.02.2012 N 26-РЗ RU 09000201200100

Организация управления и контроль за реализацией Программы

Взаимодействие между исполнителями Программы осуществляет координатор Программы - Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»