Ростовская область располагает развитым инфраструктурным потенциалом, особое значение в котором имеют транспортные коммуникации.
Транспортная инфраструктура
Транспорт является системообразующей отраслью, которая обеспечивает не только перемещение грузов и перевозку пассажиров, но наряду с этим, служит катализатором для промышленного роста, создавая спрос на высокотехнологичную продукцию различных сфер народного хозяйства. Транспортно-логистический комплекс региона является приоритетным направлением долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Благодаря геополитическому положению Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом для перевозок грузов и пассажиров в международном сообщении. Использование транзитного потенциала в системе развивающихся международных транспортных коридоров является не только приоритетом развития региональной транспортной системы, но и условием интенсификации экономической деятельности Ростовской области.
Система международных транспортных коридоров (далее - МТК) в Ростовской области включает в себя:
1. МТК N 9 (Критский): Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва - Воронеж - Ростов - Краснодар - Новороссийск и автомобильной магистралью Е-115, проходящей по тому же маршруту.
2. МТК N 3: Берлин - Дрезден - Киев.
3. МТК N 4: Вена - Будапешт - Бухарест - Кишинёв.
4. МТК N 9-б: Клайпеда (Калининград) - Киев - Харьков - Ростов-на-Дону
5. МТК N 7: Дунайский водно-транспортный коридор Дунай - Азово-Черноморская акватория - Дон - Волга - Каспий.
6. Транспортный коридор, связывающий Каспийское, Азовское и Черное моря с обеспечением сообщений:
водным путем по маршруту Каспийское море - Волга - Волго-Донской канал - Дон - Азовское - Черное моря;
железнодорожным ходом Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецкая - Краснодар - Новороссийск;
автомобильной магистралью Е-40 Харьков - Ростов-на-Дону - Волгоград - Астрахань.
Транспортный комплекс - один из ведущих в экономике Ростовской области, на долю которого приходится около 10 процентов ВРП и около 30 процентов занятых в экономике. Стоимость производственных фондов транспортного сектора в Ростовской области превысила 104 млрд. руб.
Общий объем перевозок (отправления грузов) всеми видами транспорта Ростовской области в 2009 году составил 36,7 млн. тонн. В структуре грузовых перевозок на долю железнодорожного транспорта приходится 44,2 процента, автомобильного транспорта - 43,8 процента, внутреннего водного - 7,1 процента. Через Ростовскую область проходят 6 железнодорожных линий (в том числе магистраль "Центр-Юг"), 7 автомобильных дорог федерального значения, судоходный путь по рекам из северо-запада и центра России в Черное и Средиземное моря, а также воздушный коридор Санкт-Петербург - Москва - Кавказский регион.
Автодорожный комплекс
Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспортной системы и во многом определяют возможности и темпы социально-экономического развития территории Ростовской области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по состоянию на 1 января 2010 года составила 15,95 тыс. км, в том числе:
федерального значения - 713,8 км;
регионального и межмуниципального значения - 7493 км;
местного (муниципального) значения - 7743,0 км.
Структура автомобильных дорог Ростовской области в разрезе ведомственной принадлежности представлена на рисунке 4.
Рисунок 4
Структура автомобильных дорог общего пользования Ростовской области в 2010 году (24)
________________
(24) По данным Министерства транспорта Ростовской области, июнь 2011 года.
Ростовская область характеризуется наибольшей протяженностью и плотностью автомобильных дорог общего пользования по сравнению с субъектами ЮФО. В то же время регион находится лишь на третьем месте в округе по плотности дорог с твердым покрытием на единицу площади территории (таблица 19). Плотность сети дорог общего пользования Ростовской области составляет 3,8 км/1000 жителей и 158 км/1 000 кв. км ее территории.