Программа является основным инструментом реализации достижения стратегических целей и задач в среднесрочной перспективе, определенных Концепцией социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года и Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.
Основным принципом, определяющим построение механизма реализации Программы, является принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов организаций различных форм собственности, субъектов управления различного уровня, участвующих в реализации Программы, населения, общественных организаций.
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и непрямых методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и информационной поддержки. Для достижения программных целей предполагается использовать денежно-кредитные механизмы, в том числе с участием крупных российских и зарубежных банков, целевые программы, систему государственного и социального заказа, возможности налогового и инвестиционного законодательства, ипотеки, лизинга, системы стимулирования и поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, страхования рисков.
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие базовые элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование;
реализацию федеральных и областных целевых программ, стратегических планов действий, реализацию коммерческих проектов;
внедрение индикативных методов планирования и управления в регионе;
оптимизацию функций государственного управления и администрирования путем устранения их дублирования и передачи их в аутсорсинг, снижение административных барьеров;
использование механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов и мероприятий;
экономические меры воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы и механизмы приоритетного развития;
правовые рычаги влияния на экономическое и социальное развитие территории, заключающиеся в разработке и принятии областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области по важнейшим направлениям ее развития в 2008-2012 годах;
организационные механизмы управления Программой, основанные на проведении мониторинга состояния внешней и внутренней сред, анализе реализации Программы и ее корректировке.
Организация процесса выполнения Программы требует обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и Ростовской области, задач отраслевого и регионального, стратегического и тактического управления, координации действий по линии федеральных ведомств, субъектов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, внешних партнеров.
Сопровождение процесса принятия решений на уровне федеральных министерств и ведомств по участию Ростовской области в проектах и программах, реализуемых за счет федерального бюджета, предусматривает:
взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросу субвенций из федерального бюджета и участия в федеральных программах и проектах в рамках ежегодно воспроизводимой технологии бюджетного процесса;
выработку соответствующих управленческих решений на проводимые по инициативе федерального центра крупные институциональные преобразования;
обеспечение участия Ростовской области в общенациональных программах, проектах и стратегиях, координируемых различными министерствами и ведомствами.
Для осуществления мероприятий Программы предусматривается использовать средства областного бюджета, в том числе льготы и преференции, предусмотренные законодательством.
В федеральном и областном бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период уточняются объемы финансирования конкретных расходов по мероприятиям, предлагаемым для софинансирования за счет средств соответствующих бюджетов.