Основными приоритетами бюджетной и налоговой политики Ростовской области являются: повышение уровня благосостояния населения Ростовской области, достижения устойчивых темпов экономического развития региона, обеспечение мер по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры, привлечение инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнёрства, поддержка инновационного развития экономики, активизация институтов гражданского общества и обеспечение необходимой инициативы участников бюджетного процесса.
Обязательным условием формирования бюджетной политики является устойчивое наращивание собственной доходной базы региона, в том числе отмена неэффективных льгот по налогам.
Бюджетная политика Ростовской области учитывает возможные сценарии экономического развития и межбюджетные отношения с федеральными органами власти. Бюджетная политика региона основывается на следующих принципах:
надежность экономических прогнозов используемых в бюджетном планировании;
учет долгосрочного прогноза основных параметров развития Ростовской области, основанных на реалистичных оценках;
стабильность и предсказуемость налоговой политики, усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при устойчивом выполнении фискальных функций;
проведение взвешенной долговой политики при строгом соблюдении законодательно установленных норм по дефициту областного бюджета, его ограничению;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, принятие новых расходных обязательств при наличии обоснованной оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения с учетом сроков и механизмов их реализации;
распределение бюджетных средств, в том числе межбюджетных трансфертов местным бюджетам на основе формализованных процедур и методик с учетом особенностей развития территорий;
оказание методологической поддержки муниципальным образованиям по вопросам организации бюджетного процесса, планирования и исполнения местных бюджетов.
С 2010 года в Ростовской области реализуется Программа по повышению эффективности бюджетных расходов. Соответствующие нормативные правовые акты приняты администрациями всех муниципальных районов и городских округов.
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности.
Областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы сформирован и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями. При этом объём бюджетного финансирования на эти цели будет не только сохранён, но и увеличен.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной и налоговой политики будет способствовать устойчивому экономическому росту, улучшению инвестиционного климата, повышению качества жизни населения Ростовской области, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными государственными и муниципальными услугами (таблицы 26, 27).
Таблица 26
Сводные показатели консолидированного бюджета Ростовской области за 2008-2012 годы
млн. рублей | |||||
Наименование сводных показателей | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Итого доходы (с учетом безвозмездных поступлений) | 105678,8 | 112416,2 | 123192,9 | 133798,7 | 141892,2 |
в том числе | |||||
Доходы (без учета безвозмездных поступлений) | 73837,5 | 71864,3 | 84746,5 | 96156,1 | 120284,6 |
Безвозмездные поступления | 31841,3 | 40551,9 | 38446,4 | 37642,6 | 21607,6 |
Итого расходы | 100775,1 | 117398,8 | 125447,1 | 148835,3 | 146209,6 |
Дефицит (-), профицит (+) | 4903,7 | -4982,6 | - 2254,2 | -14263,6 | -4317,4 |
Расчет доли собственных доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета | 69,9 процента | 63,9 процента | 68,8 процента | 71,9 процента | 84,8 процента |
Таблица 27
Расходы консолидированного бюджета Ростовской области на душу населения
Наименование показателей | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Расходы всего, млн. руб. | 100775,1 | 117398,8 | 125447,1 | 148835,3 | 146209,6 |
Численность, тыс. чел. | 4240,2 | 4233,7 | 4283,9 | 4269,5 | 4256,4 |
Расходы на душу населения руб. | 23766,6 | 27729,6 | 29283,4 | 34860,1 | 34350,5 |