Окружная целевая программа "Строительство и реконструкция дорог в Ненецком автономном округе на 2008-2020 годы" (далее - Программа) является организационной основой государственной политики на территории округа в сфере дорожного хозяйства.
Программа определяет стратегию развития дорожного комплекса, приоритетных задач дорожной политики и инструментов ее реализации на период до 2020 года.
В Программе обосновываются перспективы совершенствования и развития сети дорог Ненецкого автономного округа (далее - округ) на период до 2010 года с прогнозом до 2020 года, с целью создания качественно новой дорожной сети в результате строительства новых, реконструкции и повышения транспортно-эксплуатационного состояния существующих автомобильных дорог.
Среди субъектов Северо-Западного региона по показателю протяженности автомобильных дорог общего пользования округ находится на последнем месте.
В округе отсутствуют постоянные транспортные связи по автомобильным дорогам с другими регионами России, что обусловлено недостаточным развитием автодорожной сети, как в самом округе, так и в граничащих с округом районах Архангельской области и Республики Коми. Транспортная связь с соседними субъектами Российской Федерации возможна только по зимним дорогам и зависит от погодных условий - при достаточно устойчивых морозах период функционирования зимних дорог составляет около полугода (с ноября по апрель). Автотранспортная связь с Республикой Коми осуществляется по автомобильной дороге Нарьян-Мар - Усинск только в зимнее время. Дорога находится в стадии строительства и на участках: граница Республики Коми - поселок Харьягинский имеет III категорию и цементобетонное покрытие, Нарьян-Мар - Лая-Вож - IV категорию и гравийное покрытие.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог округа обуславливается степенью соответствия техническим и технико-эксплуатационным показателям требуемого уровня, установленным по СНиП 2.05.02-85 и ГОСТ Р 50597-93. При обследовании состояния автомобильных дорог выявляются такие дефекты, как просадки, выбоины, разрушение кромки проезжей части, размыв откосов, существенное понижение высотных отметок земляного полотна. Наличие указанных дефектов в значительной степени связано с несвоевременностью выполнения ремонтных работ, что связано с недостатком финансирования, а также с загруженностью, нехваткой дорог и возросшим количеством транспортных средств.
Автомобильная дорога Нарьян-Мар - Красное имеет дефекты земляного полотна и износ дорожной одежды на всей ее протяженности, ежегодно для пропуска весеннего паводка снимается с последующим восстановлением временный мост через р.Куя и производится ремонт затопленного участка данной дороги, что требует значительных текущих расходов бюджета. Для исключения создавшейся ситуации необходима реконструкция дороги и строительство капитального моста через реку Куя.
Для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения округа, обеспечения стабильного развития экономики и социальной сферы, эффективного освоения природных ресурсов и решения проблем завоза грузов необходимо строительство дорог круглогодичного действия, развитие опорной сети, обеспечивающей транспортно-экономические связи округа с сетью автомобильных дорог Российской Федерации. Это позволит повысить надежность, сохранность и своевременность доставки грузов в труднодоступные районы, снизить долю транспортной составляющей, как в себестоимости производимой продукции, так и в затратах по обеспечению северного завоза.
Актуальность поднятой проблемы очевидна и требует принятия комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера в рамках реализации окружной целевой программы.