Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2010 ГОДЫ."

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программно-целевым методом


В современных условиях социально-экономического развития градостроительная деятельность направлена на формирование территориально-имущественного комплекса при сохранении одной из главных составляющих государственной градостроительной политики - планомерного развития территории региона и муниципальных районов, устойчивого функционирования городских и сельских поселений, городских округов, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды, обеспечения условий для создания благоприятной среды жизнедеятельности населения. Процесс формирования этих комплексов и реализация градостроительной политики последовательно проходят этапы принятия решений о территориальном развитии территорий и поселений, целесообразности инвестиций в строительство объектов и их регистрации как объектов вещных прав. Установленные законодательством механизмы решения этих задач предусматривают наличие различной по степени назначения документации о территориальном планировании, позволяющей, с одной стороны, организовать открытый доступ к земельным участкам, осуществить процесс строительства и провести юридическое закрепление имущественных прав, с другой стороны, обеспечить планомерное территориальное развитие территории области, муниципальных районов, поселений и городских округов, устойчивое развитие их инженерной и социальной инфраструктур, создание среды проживания населения, соответствующей современным требованиям.

Отсутствие комплексной градостроительной стратегии развития Орловской области может привести не только к ухудшению среды обитания и системы расселения, но и к серьезной дезорганизации в планировке и застройке поселений области, к стихийному развитию отраслей экономики, что вызовет крайне нежелательные экологические и социальные проблемы.

На современном этапе федеральным градостроительным и земельным законодательством устанавливаются новые требования и подходы для планирования развития территорий и создания рынка доступного жилья, в том числе путем изменения структуры, состава и содержания градостроительной документации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации документами территориального планирования и документацией по планировке территории должна быть обеспечена как территория Орловской области в целом, так и территории муниципальных образований - муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

Орловской области необходимо иметь современные документы территориального планирования:

схему территориального планирования Орловской области;

24 схемы территориального планирования муниципальных районов;

3 генеральных плана городских округов;

240 генеральных планов городских и сельских поселений.

Правилами землепользования и застройки должны быть обеспечены 3 городских округа, 240 городских и сельских поселений.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

В настоящее время Орловская область не имеет в необходимом, соответствующем требованиям законодательства объеме современных документов территориального планирования, документации по планировке территории, правил землепользования и застройки.

Имеющиеся документы территориального планирования не соответствуют действующему законодательству в сфере градостроительства и земельных отношений, охраны природной среды и объектов культурного наследия, санитарным и противопожарным нормативам, не учитывают современных требований к жилищному строительству, инженерной защите территорий от наводнений и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Информация о планировании застройки территорий и градостроительных регламентах, содержащаяся в градостроительных документах, в современных условиях приобретает также решающее значение для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, для строительства объектов производственного назначения и средств на строительство по федеральным целевым программам.

Очевидно, что отсутствие градостроительных документов приведет к значительным потерям. Их несвоевременная подготовка или отсутствие уже в ближайшие годы заблокирует принятие решений о предоставлении земельных участков под строительство, негативно отразится на поступательном развитии и формировании застройки городов, их облике, благоустройстве и функционировании.

Главной причиной, препятствующей разработке документов территориального планирования, является недостаточное или полное отсутствие финансирования данного вида работ.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения градостроительной деятельности современной градостроительной документацией требует программно-целевых действий для их решения.