ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 06 декабря 2007 года N 731-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ"
Принят областным Советом народных депутатов 23 ноября 2007 года
{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068
Закон Орловской области от 13.08.2009 г. N 940-ОЗ; НГР: ru57000200900283}
Утвердить областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С. Строев
г. Орёл
6 декабря 2007 года
N 731-ОЗ
Областная целевая программа "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ на 2008-2012 годы"
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы" (далее - Программа)
Основания для разработки Программы
- Федеральный закон от 29.12.2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446;
- постановление Правительства Орловской области от 4 октября 2007 года N 226 "О развитии молочного животноводства в Орловской области"
Заказчик Программы - Губернатор Орловской области
Основные разработчики и исполнители Программы
(В ред. Закона Орловской области от 13.08.2009 г. N 940-ОЗ)
- Департамент сельского хозяйства Орловской области;
- Департамент экономики Орловской области;
- Департамент финансов Орловской области;
- Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области;
- Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Орловской области
Цели Программы
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов
Задачи Программы
- создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
- улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования направлений государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития инженерной и социальной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;
- обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, прежде всего животноводства, на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
- повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развитию страхования сельскохозяйственной деятельности;
- обеспечить совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Сроки реализации Программы - 2008 - 2012 гг.
Объемы финансирования - общий объем финансирования Программы из областного бюджета - 5659,6 млн. рублей,
в том числе:
в 2008 году - 674,3 млн. рублей;
в 2009 году - 906,7 млн. рублей;
в 2010 году - 1295,3 млн. рублей;
в 2011 году - 1361,9 млн. рублей;
в 2012 году - 1421,4 млн. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства в 2012 г. на 56 % по отношению к 2006 году;
- достижение среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 15%, повышение производительности труда в сельском хозяйстве;
- улучшение жилищных условий в сельской местности: строительство и приобретение 162 тыс.кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 91 тыс.кв. м жилья для молодых семей и молодых специалистов;
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 % и уровня газификации домов природным газом до 87 %;
- привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за 2008 - 2012 годы в размере 21 млрд. рублей
Областная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Объем производства продукции сельского хозяйства в 2006 году составил 17,2 млрд. руб., или в два раза выше уровня 2000 года. Вместе с тем финансовое состояние большей части сельскохозяйственных организаций продолжает оставаться очень сложным: растет кредиторская задолженность, низкая рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции не позволяет вести в необходимых объемах обновление материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Среднемесячная заработная плата в организациях сельского хозяйства Орловской области в 2006 году составила 3603 руб., что лишь на 26% выше прожиточного минимума трудоспособного населения. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве значительно уступает другим отраслям экономики и составил в 2006 году 53% среднего значения по всем отраслям и видам деятельности, при этом в 4,4 раза ниже среднемесячной заработной платы работников, занятых в финансово-кредитной сфере и страховании, более чем в 2 раза ниже, чем в промышленности.
Наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики региона в целом. Если в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % - доход ниже прожиточного уровня.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности региона.
Целями Программы на 5-летний период являются:
устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственной деятельности земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,5 раза по отношению к 2006 году);
повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 60 %, а уровня газификации домов природным газом - до 87 % - за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году всех районов области, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 32 %, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 % (научно обоснованная норма);
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 %.
Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.
Производство продукции сельского хозяйства к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 56 % (приложение 1).
Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.
В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено 2870 тракторов и 1215 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 45 %, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 60 % (к уровню 2006 года).
Рост объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю производства в формировании ресурсов мяса до 90 %, молока - более 91 %.
Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в три раза.