Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 – 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | Закон Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями); постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2007 N 252 "О разработке республиканских целевых программ на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годы" |
Государственный заказчик | - | Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель Программы | - | обеспечение комплексной модернизации региональной системы образования |
Задачи Программы | - | переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленную на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ); развитие сети образовательных учреждений на территории Республики Хакасия, в том числе дошкольного и дополнительного образования детей; создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО); развитие государственно-общественного управления образованием; формирование государственного и социального заказа на профессиональную подготовку специалистов для социально-экономической сферы республики |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | - | увеличение охвата детей дошкольным образованием в Республике Хакасия: 2008 год - до 60 процентов, 2009 год – до 65 процентов, 2010 год – до 75 процентов; рост удельного веса образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 35 процентов, 2010 год – до 40 процентов; переход общеобразовательных учреждений на принципы нормативного подушевого финансирования: 2008 год – 28 процентов, 2009 год – 76 процентов, 2010 год – 100 процентов; переход общеобразовательных учреждений на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет: 2008 год – 28 процентов, 2009 год – 76 процентов, 2010 год – 100 процентов; переход общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда: 2009 год – 35 процентов, 2010 год – 50 процентов; рост средней заработной платы учителей: 2008 год – на 10 процентов, 2009 год – на 20 процентов, 2010 год – на 30 процентов; возможность сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ: 2008 год – по 10 предметам, 2009 год – по 11 предметам, 2010 год – по 12 предметам; рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 40 процентов, 2010 год – до 50 процентов; рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит к 2010 году соответственно 2 процента и 1,5 процента; переход общеобразовательных учреждений на публичную отчетность о своей деятельности: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов; рост удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов; рост удельного веса школ, имеющих собственный информационный сайт: 2008 год – до 35 процентов, 2009 год – до 50 процентов, 2010 год – до 70 процентов; рост числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ: 2008 год – до 0,2, 2009 год – до 0,3, 2010 год – до 1; рост удельного веса инновационных моделей общеобразовательных учреждений: 2008 год – до 20 процентов, 2009 год – до 30 процентов, 2010 год – до 40 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов: 2008 год – до 15 процентов, 2009 год – до 25 процентов, 2010 год – до 35 процентов |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2008 – 2010 годы. 1 этап – 2008 год; 2 этап – 2009 год; 3 этап – 2010 год |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования – 87 млн. 594 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них: 2008 год – 23 млн. 300 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 15 млн. рублей; 2009 год – 28 млн. 345 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 20 млн. рублей; 2010 год – 35 млн. 949 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 30 млн. 349 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | охват детей дошкольным образованием в Республике Хакасия – до 75 процентов; удельный вес образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению, – 40 процентов; доля общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, – 100 процентов; удельный вес общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, – 100 процентов; доля общеобразовательных учреждений, перешедших на НСОТ, – 50 процентов; рост средней заработной платы учителей – 30 процентов; выпускникам общеобразовательных учреждений будет предоставлена возможность сдачи ЕГЭ по 12 предметам; доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса, – 50 процентов; рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит соответственно 2 процента и 1,5 процента; удельный вес общеобразовательных учреждений, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности, – 100 процентов; удельный вес образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, – 100 процентов; удельный вес школ, имеющих собственный информационный сайт, – 70 процентов; число общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ, – 1; удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений – 40 процентов; доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов, – 35 процентов; укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования детей, реализующих инновационные программы"; |
1. Характеристика проблемы
Республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы" определяет стратегию и основные направления развития республиканской системы образования на 2008 - 2010 годы в соответствии с Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования и программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы".
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении доступности качественных образовательных услуг потребителям независимо от их места жительства. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Программа предназначена для обеспечения управляемого процесса развития республиканской системы образования, перевода в новое состояние, обеспечивающее повышение ее качества и эффективности.
Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, профессиональных, общественных объединений и организаций, граждан за состояние образовательной системы.
С точки зрения интересов и потребностей личности Программа призвана обеспечивать:
социальную защищенность и мобильность молодежи в современных условиях;
ясное понимание и уверенность старшего поколения за судьбы детей;
доступное и качественное образование с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающегося;
необходимый уровень физического, психического и нравственного здоровья, защиту прав ребенка в образовательном процессе;
личностный, социальный и природосообразный характер образования;
непрерывность и преемственность всех уровней региональной системы образования, многообразие и вариативность форм образовательной практики;
достойные условия работы и жизни, возможности профессионального роста и саморазвития работников системы образования.
С точки зрения общественных интересов и социально-экономических потребностей Республики Хакасия Программа призвана содействовать:
воспитанию новых поколений граждан-патриотов России в Республике Хакасия;
развитию республиканской инфраструктуры системы образования;
консолидации граждан вокруг проблем образования;
подготовке высококвалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест в социально-экономическом комплексе республики;
повышению социальной и экономической эффективности образования, привлечению инвестиций в сферу образования;
оптимизации сети образовательных учреждений на основе баланса социальной и экономической эффективности и целесообразности.
С точки зрения образовательной отрасли Программа ориентирована на:
повышение социального статуса образовательных учреждений, включение всех образовательных учреждений в систему непрерывного образования;
обновление содержания образования и структуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, новых образовательных технологий, современного опыта и лучших педагогических традиций;
обеспечение единства обучения и воспитания, сбалансированности государственного, национального и личностного приоритетов в системе непрерывного образования;
обеспечение единства общего, профессионального и дополнительного образования детей и молодежи.