ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 24 декабря 2007 года N 95-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 05 декабря 2007 года
(с изменениями от 30.06.2008 г. Закон Республики Хакасия N 30-ЗРХ, НГР RU19000200800194)
(с изменениями от 12.11.2008 г., Закон Республики Хакасия N 66-ЗРХ, НГР RU19000200800372)
(с изменениями от 01.04.2010 г., Закон Республики Хакасия N 18-ЗРХ, НГР RU19000201000118)
(фактически утратил силу)
Настоящий Закон принят в целях создания условий для обеспечения современного качества образования в Республике Хакасия.
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
к Закону Республики Хакасия
"Об утверждении республиканской
целевой программы "Развитие образования
в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2008 - 2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 – 2010 годы" |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | Закон Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями); постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2007 N 252 "О разработке республиканских целевых программ на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годы" |
Государственный заказчик | - | Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель Программы | - | обеспечение комплексной модернизации региональной системы образования |
Задачи Программы | - | переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленную на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ); развитие сети образовательных учреждений на территории Республики Хакасия, в том числе дошкольного и дополнительного образования детей; создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО); развитие государственно-общественного управления образованием; формирование государственного и социального заказа на профессиональную подготовку специалистов для социально-экономической сферы республики |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | - | увеличение охвата детей дошкольным образованием в Республике Хакасия: 2008 год - до 60 процентов, 2009 год – до 65 процентов, 2010 год – до 75 процентов; рост удельного веса образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 35 процентов, 2010 год – до 40 процентов; переход общеобразовательных учреждений на принципы нормативного подушевого финансирования: 2008 год – 28 процентов, 2009 год – 76 процентов, 2010 год – 100 процентов; переход общеобразовательных учреждений на самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет: 2008 год – 28 процентов, 2009 год – 76 процентов, 2010 год – 100 процентов; переход общеобразовательных учреждений на новую систему оплаты труда: 2009 год – 35 процентов, 2010 год – 50 процентов; рост средней заработной платы учителей: 2008 год – на 10 процентов, 2009 год – на 20 процентов, 2010 год – на 30 процентов; возможность сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений ЕГЭ: 2008 год – по 10 предметам, 2009 год – по 11 предметам, 2010 год – по 12 предметам; рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса: 2008 год – до 30 процентов, 2009 год – до 40 процентов, 2010 год – до 50 процентов; рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит к 2010 году соответственно 2 процента и 1,5 процента; переход общеобразовательных учреждений на публичную отчетность о своей деятельности: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов; рост удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении: 2008 год – до 50 процентов, 2009 год – до 70 процентов, 2010 год – до 100 процентов; рост удельного веса школ, имеющих собственный информационный сайт: 2008 год – до 35 процентов, 2009 год – до 50 процентов, 2010 год – до 70 процентов; рост числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ: 2008 год – до 0,2, 2009 год – до 0,3, 2010 год – до 1; рост удельного веса инновационных моделей общеобразовательных учреждений: 2008 год – до 20 процентов, 2009 год – до 30 процентов, 2010 год – до 40 процентов; увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов: 2008 год – до 15 процентов, 2009 год – до 25 процентов, 2010 год – до 35 процентов |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2008 – 2010 годы. 1 этап – 2008 год; 2 этап – 2009 год; 3 этап – 2010 год |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования – 87 млн. 594 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, из них: 2008 год – 23 млн. 300 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 15 млн. рублей; 2009 год – 28 млн. 345 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 20 млн. рублей; 2010 год – 35 млн. 949 тыс. рублей, в том числе в виде субсидий бюджетам муниципальных образований – 30 млн. 349 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | охват детей дошкольным образованием в Республике Хакасия – до 75 процентов; удельный вес образовательных учреждений, оказывающих услуги по предшкольному обучению, – 40 процентов; доля общеобразовательных учреждений, получающих бюджетные средства на основе принципов НПФ, – 100 процентов; удельный вес общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, – 100 процентов; доля общеобразовательных учреждений, перешедших на НСОТ, – 50 процентов; рост средней заработной платы учителей – 30 процентов; выпускникам общеобразовательных учреждений будет предоставлена возможность сдачи ЕГЭ по 12 предметам; доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих требованиям к условиям образовательного процесса, – 50 процентов; рост средней наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской и сельской местности, составит соответственно 2 процента и 1,5 процента; удельный вес общеобразовательных учреждений, осуществляющих публичную отчетность о своей деятельности, – 100 процентов; удельный вес образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении, – 100 процентов; удельный вес школ, имеющих собственный информационный сайт, – 70 процентов; число общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу аудиторий, в которых проводится ЕГЭ, – 1; удельный вес инновационных моделей общеобразовательных учреждений – 40 процентов; доля общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения, программы углубленного изучения предметов, – 35 процентов; укрепление учебно-материальной базы учреждений дополнительного образования детей, реализующих инновационные программы"; |
1. Характеристика проблемы
Республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы" определяет стратегию и основные направления развития республиканской системы образования на 2008 - 2010 годы в соответствии с Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования и программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2006 - 2010 годы".
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении доступности качественных образовательных услуг потребителям независимо от их места жительства. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Программа предназначена для обеспечения управляемого процесса развития республиканской системы образования, перевода в новое состояние, обеспечивающее повышение ее качества и эффективности.
Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, профессиональных, общественных объединений и организаций, граждан за состояние образовательной системы.
С точки зрения интересов и потребностей личности Программа призвана обеспечивать:
социальную защищенность и мобильность молодежи в современных условиях;
ясное понимание и уверенность старшего поколения за судьбы детей;
доступное и качественное образование с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающегося;
необходимый уровень физического, психического и нравственного здоровья, защиту прав ребенка в образовательном процессе;
личностный, социальный и природосообразный характер образования;
непрерывность и преемственность всех уровней региональной системы образования, многообразие и вариативность форм образовательной практики;
достойные условия работы и жизни, возможности профессионального роста и саморазвития работников системы образования.
С точки зрения общественных интересов и социально-экономических потребностей Республики Хакасия Программа призвана содействовать:
воспитанию новых поколений граждан-патриотов России в Республике Хакасия;
развитию республиканской инфраструктуры системы образования;
консолидации граждан вокруг проблем образования;
подготовке высококвалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест в социально-экономическом комплексе республики;
повышению социальной и экономической эффективности образования, привлечению инвестиций в сферу образования;
оптимизации сети образовательных учреждений на основе баланса социальной и экономической эффективности и целесообразности.
С точки зрения образовательной отрасли Программа ориентирована на:
повышение социального статуса образовательных учреждений, включение всех образовательных учреждений в систему непрерывного образования;
обновление содержания образования и структуры на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, новых образовательных технологий, современного опыта и лучших педагогических традиций;
обеспечение единства обучения и воспитания, сбалансированности государственного, национального и личностного приоритетов в системе непрерывного образования;
обеспечение единства общего, профессионального и дополнительного образования детей и молодежи.
Программа предопределяет сценарий развития региональной системы образования на среднесрочный период и прогноз на дальнейшее развитие -от стабилизации, сохранения лучшего опыта функционирования образовательной системы как фактора развития к инновационным процессам, переводящим систему в новое качество.
В последние годы система образования Республики Хакасия динамично развивается. Благодаря реализации комплекса республиканских целевых и ведомственных программ, а также приоритетного национального проекта "Образование" удалось совершить прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования:
- по разработке нормативной правовой базы (принятие целого ряда нормативных актов по социальной поддержке воспитанников, обучающихся и педагогических работников; нормативные акты по разграничению и закреплению компетенции в сфере образования);
- обновлению содержания образования (переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательной школе);
- внедрению новых технологий обучения (здоровье сбережение, развивающее обучение, дистанционные технологии и др.);
- обеспечению дополнительной государственной поддержки талантливой и способной молодежи;
- апробации новых финансово-экономических механизмов (разработка и внедрение региональных нормативов финансирования);
- созданию и развитию единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования (значительное укрепление учебной, учебно-лабораторной, материальной базы образовательных учреждений);
- созданию инфраструктуры инновационной деятельности в сфере образования (создание разветвленной сети муниципальных и республиканских экспериментальных и базовых площадок, ресурсных центров и др.).
Одной из характерных черт региональной системы образования стала вариативность и дифференциация сети образовательных учреждений, что позволяет расширить условия выбора учащимися образовательных программ с учетом их интересов и потребностей. Повысился уровень академических показателей качества образования (снижение числа случаев второгодничества и выбытия из школ, стабильное число выпускников-медалистов, высокий уровень поступления выпускников школ в учреждения профессионального образования). По доле выпускников, получивших по результатам трех экзаменов в форме ЕГЭ более 200 баллов, Республика Хакасия в 2006 году заняла 14 позицию среди 77 регионов России, оставив позади себя по данному показателю все регионы Сибири и Дальнего Востока. Создается система раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи, создания для них адаптивно-развивающей среды. Снизилась текучесть педагогических кадров. В условиях демографического спада региональная система образования полностью укомплектована штатами педагогических работников. Характерен общий рост профессионального уровня педагогов при сохранении диспропорции образовательного уровня педагогов по типам и видам образовательных учреждений. Обновляется материально-техническая, учебно-методическая и информационная база образовательных учреждений, повышенное внимание уделяется проблеме противопожарной и антитеррористической безопасности. Только в 2006 году на учебные расходы общеобразовательным учреждениям в виде субвенций муниципальным образованиям из республиканского бюджета было выделено 43,9 млн. рублей. Число персональных компьютеров на 100 учащихся в республике составляет 26, что выше среднего показателя по Российской Федерации. Идет поиск новых форм государственно-общественного управления образованием, обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений, бизнеса, общественных организаций.
Вместе с тем в системе образования Республики Хакасия сохраняются негативные тенденции, без решения которых невозможно дальнейшее динамичное развитие:
1. Сохраняются феминизация и старение педагогических кадров. Число педагогов пенсионного возраста ежегодно увеличивается примерно на 2 процента и составляет свыше 16 процентов от общей численности педагогических кадров. Низкий уровень заработной платы не способствует закреплению молодежи в образовательных учреждениях (68% от средней заработной платы в экономике Республики Хакасия). Действующая система оплаты труда педагогических работников не учитывает результаты конкретного педагога и не направлена на стимулирование работников при существующей минимальной разнице между разрядами Единой тарифной сетки и оплатой по аттестационным категориям. Оплата труда по ETC фактически стимулирует перегрузку, а погоня за часами приводит к снижению качества преподавания. Использование надтарифной части фонда оплаты труда для оплаты видов внеаудиторной деятельности педагога приводит к тому, что она также не выполняет стимулирующей функции.
2. Процесс перехода школ к новым условиям финансирования связан с объективными трудностями: низкой наполняемостью классов сельских школ, различиями в условиях осуществления образовательного процесса. Сохранение большого количества малокомплектных и малочисленных сельских школ в республике (68%) приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Расход на одного обучающегося в малочисленной школе Республики Хакасия (до 15 чел.) из республиканского бюджета в среднем на одного учащегося составляет 47,8 тыс. рублей в год. В городской школе с численностью более тысячи учащихся годовой расход на одного ученика в среднем -'13,5 тыс. рублей. При этом качество образования во втором случае, как правило, выше, чем в первом. Между тем обеспечить качественное образование возможно при наличии как минимум четырех взаимосвязанных условий: квалифицированный преподаватель, эффективное оснащение образовательного процесса, педагогически важные (бытовые) условия и полноценная среда общения. При сохранении преобладающего количества малочисленных школ достижение этих условий является проблематичным.
При общем уменьшении количества школьников в условиях демографического спада в Республике Хакасия сохраняется тенденция увеличения классов-комплектов. Показатель числа учеников, приходящихся на одного учителя, уменьшился с 2001 года с 12 до 10 учащихся при среднероссийском показателе 13,5 чел. В городе средний показатель наполняемости класса - 23,2 чел. (при норме 25), в селе - 13,8 чел. (при норме 20). Сохранение большого количества классов-комплектов приводит к перекосу структуры бюджетных расходов при организации образовательного процесса. В большей степени средства идут на заработную плату педагогическому, административно-управленческому, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу, в меньшей степени - на усиление учебно-материальной базы образовательного процесса, приобретение необходимого современного учебно-методического обеспечения.
3. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений не успевает за ростом числа детей дошкольного возраста, не удовлетворяет потребности населения в дошкольных образовательных услугах. По прогнозам Центра мониторинга и статистики образования, предполагаемая численность детей в возрасте до 6 лет в Республике Хакасия в 2010 году составит более 45 тыс. человек. Несмотря на принимаемые меры (открытие дополнительных групп в действующих детских садах, открытие групп кратковременного пребывания и др.), в республике сохраняется высокая очередность в детские сады (свыше 7 тыс. дошкольников) при общем охвате дошкольным образованием 52,5 процента детей в возрасте от 1 года до 6 лет (среднероссийский показатель - 58 процентов). В 188 населенных пунктах Хакасии отсутствуют дошкольные образовательные учреждения. Остро стоит проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в массовой школе. Так, 36 процентов от общего количества детей 5-летнего возраста и 33 процента детей от общего количества детей 6-летнего возраста не охвачены никакими формами дошкольного образования.
4. Сохраняется существенное различие в качестве обучения сельских и городских школьников. Доля выпускников сельских школ, поступающих в вузы, в 2 раза меньше, чем городских (67% и 33%). Остаются невысокими показатели участия сельских школьников в предметных республиканских олимпиадах. Сохраняется различие в образовательном цензе педагогов городских и сельских школ. Действующие в республике механизмы оценки качества образования выполняют фискальную функцию (фиксируют уровень подготовки учащихся, результативность деятельности педагогов и т.д.), а не прогностическую. Между тем оценка качества образования призвана прогнозировать и поддерживать процесс становления ключевых компетентностей, прогнозировать и обосновывать ту или иную динамику бюджетных ассигнований.
5. В региональной системе образования слабо работают механизмы представления гражданского образовательного заказа, мала доля образовательных учреждений, в которых действуют органы государственно-общественного управления образованием с реальными полномочиями. Сохраняющаяся "закрытость" учреждений образования тормозит процесс привлечения инвестиций в развитие образования.
6. Минимальна интеграция учреждений начального профессионального образования с общеобразовательными учреждениями, в результате чего выпускники общеобразовательных учреждений, не поступив в высшие учебные заведения, пополняют рынок труда без какой-либо профессии. Требует совершенствования система прогнозирования потребности рынка труда через создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, информационных агентств и служб занятости. Не сформирована система прогнозирования потребности в подготовке рабочих кадров в разрезе участников процесса подготовки (учреждения начального профессионального образования, работодатели) и источников финансирования. Степень участия работодателей в решении проблем начального профессионального образования минимальна, в том числе в разработке образовательных стандартов (региональный компонент), согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в целевой контрактной подготовке кадров, в подготовке рабочих кадров через систему внутрифирменного обучения. Требует реформирования система оценки качества образовательного процесса начального профессионального образования с позиций инновационного образования. В республике только начинает складываться практика договорных отношений по подготовке рабочих кадров между учреждениями начального профессионального образования и работодателями. Отсутствие современной производственной базы у образовательных учреждений тормозит процесс внедрения в образовательный процесс высокотехнологичных методик подготовки рабочих кадров.
7. Наблюдается отставание темпов развития дополнительного образования детей от темпов модернизации региональной системы образования в целом. Прежде всего это связано со слабой материально-технической базой учреждений дополнительного образования детей, недостаточным бюджетным финансированием.
Решение вышеперечисленных проблем возможно исключительно программно-целевым методом. Попытки решения тех или иных проблем в сфере образования в рамках годового планирования не приводят к существенным результатам по нескольким причинам.
Годовое планирование, годовые программы не содержат стратегических целей, не дают представлений о развитии процессов в социальной сфере, поскольку ограничены временным ресурсом. Среднесрочная программа развития образования формулирует стратегию, развития на обозримое будущее, способна выстроить логику движения от одного этапа к другому. На проведение институциональных изменений в сфере образования требуется большой временной отрезок, четкий план внедрения, корректировки и оценки инноваций.