ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 декабря 2007 года N 947-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2010 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании
Закона Магаданской области от 28 декабря 2009 года N 1223-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят Магаданской областной Думой 30 ноября 2007 года
(Текст изменен)
{Изменен: Законом Магаданской области от 11.08.2008 N 1039-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 28.12.2009 N 1222-ОЗ}
(В ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ)
Губернатор
Магаданской области
Н.Н. Дудов
к Закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие образования
в Магаданской области
на 2008-2010 годы"
Магадан 2007
{Изменен: Законом Магаданской области от 11.08.2008 N 1039-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 28.12.2009 N 1222-ОЗ}
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской о бласти" на 2008-2010 годы |
Основание для разработки Программы | - постановление Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200505627.html "О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | - администрация Магаданской области |
Разработчик Программы | - департамент образования администрации Магаданской области |
Исполнители Программы (В ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ ) | - департамент образования администрации Магаданской области; - управление культуры администрации Магаданской области; - комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; |
Цель Программы | - обеспечение современного качества образования на территории Магаданской области на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства |
Задачи Программы | - дальнейшее создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном и доступном образовании; обеспечение устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих общероссийским стандартам; формирование комплекса мер по повышению эффективности образовательных ресурсов, усилению роли гражданского общества в развитии образования |
Ожидаемые конечные результаты Программы | -повышение качества образования для жителей Магаданской области; обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования; создание областной системы оценки качества образования как элемента общероссийской системы оценки качества образования; улучшение кадрового обеспечения системы образования; обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования; обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием; адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда; создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей |
Индикаторы Программы (В ред. Закона Магаданской области http://192.168.1.39:8080/content/ngr/RU49DMJ200800239.doc ) | Увеличение: - до 80 процентов численности обучающихся 9-11-х классов, охваченных предпрофильной подготовкой, профильным обучением; до 90 процентов численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена; до 100 процентов числа общеобразовательных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене; до 100 процентов численности выпускников 11-х классов, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена; до 100 процентов численности обучающихся, обеспеченных учебно-методическим комплектом по предметам регионально-национального компонента государственного стандарта общего образования; численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах: на школьном уровне - до 60 процентов, на муниципальном уровне - до 22 процентов, на областном уровне - до 3,1 процента от общей численности обучающихся; в 1,5 раза численности незанятого населения области, прошедшего повышение квалификации и переподготовку через учреждения начального профессионального образования; до 80 процентов численности детей, охваченных системной внеучебной деятельностью в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования за счет реализации современных программ и форм воспитания и дополнительного образования; до 40 процентов количества образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах на областном и федеральном уровнях |
Объем и источники финансирования Программы (В ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ ) (в ред. Закона Магаданской области от 28.12.2009 N 1222-ОЗ ) | - общий объем финансирования Программы составляет 112542,0 тысячи рублей, в том числе по годам: 2008 год - 27150,0 тысячи рублей; 2009 год - 46799,0 тысячи рублей; 2010 год -38593,0 тысячи рублей. Источник финансирования Программы - областной бюджет |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Контроль за исполнением Программы (В ред. Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1084-ОЗ ) | - контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с областным законодательством |
1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета
Для усиления политической и экономической роли России, обеспечения роста конкурентоспособности страны и повышения благосостояния населения необходимо создать условия для развития ее человеческого потенциала, что во многом определяется состоянием системы образования.
Образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества учитывается органами государственной власти Магаданской области об этом свидетельствует использование программного метода в управлении процессом образования.
Областная целевая программа "Развитие образования в Магаданской области", реализация которой началась в 2004 году, позволила укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, расширить доступ педагогов, учащихся к современным информационным технологиям, что способствовало повышению качества образования, сохранению, развитию и эффективному использованию научно-педагогического потенциала, созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования.
Вместе с тем, в сфере образования Магаданской области сохраняется ряд нерешенных вопросов:
- более 90 процентов старшеклассников не имеют возможности обучаться по индивидуализированным программам. Профильное обучение введено только в половине общеобразовательных учреждений;
- уровень информатизации учреждений общего и профессионального образования отстает от требований современных учебных программ. Информационные технологии в преподавании различных предметов используются не в полном объеме из-за недостаточного количества мультимедийной техники, слабой подготовки педагогических кадров;
- структура профессионального образования не в полной мере соответствует потребностям регионального рынка труда. Не достигнута сбалансированность в подготовке кадров между уровнями профессионального образования. Престиж рабочих профессий продолжает оставаться невысоким, введение новых рабочих профессий не обеспечено бюджетным финансированием;
- продолжают оставаться актуальными вопросы обеспечения системы образования педагогическими кадрами, особенно из числа молодых специалистов.
Решение большинства указанных проблем требует комплексного программно-целевого подхода, дальнейшего поиска и применения эффективных механизмов управления образованием на территории Магаданской области.
В образовательной политике Магаданской области на 2008-2010 годы определены новые направления развития образования, основанные на приоритетах, обозначенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2004-2007 годы), Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, федеральных и областных целевых программах, национальном проекте "Образование":
- развитие опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;
- социальная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи;
- модернизация и оптимизация развития профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
- формирование кадрового потенциала и повышение престижа педагогической профессии;
- укрепление и обновление материально-технической базы учреждений образования;
- повышение конкурентоспособности образовательных услуг и адаптации образовательных учреждений в современном обществе;
- расширение общественного участия в управлении образованием.
Для обеспечения реализации перечисленных приоритетных направлений государственной образовательной политики на территории Магаданской области, координации усилий на наиболее важных проблемах образования необходимо принятие областной целевой программы развития образования на новый период - 2008-2010годы, мероприятия которой будут реализованы за счет средств областного бюджета.
Основной целью Программы является обеспечение современного качества образования на территории Магаданской области на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дальнейшее создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном и доступном образовании;
- обеспечение устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих общероссийским стандартам;
- формирование комплекса мер по повышению эффективности образовательных ресурсов, усилению роли гражданского общества в развитии образования.
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели (14 целевых индикаторов), но и качественные характеристики.
Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в сфере образования за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем сравнения текущих значений целевых индикаторов с установленными Программой значениями на 2010 год.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться в подведомственных департаменту образования администрации Магаданской области учреждениях образования ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах государственному заказчику до 01 февраля.
Ответственность за представление информации и расчет индикаторов возлагается на департамент образования администрации Магаданской области.
В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:
повышение качества образования;
обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников учреждений общего и профессионального образования;
создание областной системы оценки качества образования как элемента общероссийской системы оценки качества образования;
улучшение кадрового обеспечения системы образования;
обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования;
обеспечение участия общественных институтов в управлении образованием;
адаптация системы профессионального образования к потребностям рынка труда;
создание условий для повышения качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей.
Таблица 1
Предмет оценки | Индикаторы оценки | ||||
1. Совершенствование содержания и технологий образования | |||||
Введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана | Удельный вес численности обучающихся 9-11-х классов, охваченных предпрофильной подготовкой, профильным обучением | ||||
Разработка и внедрение новых государственных стандартов общего образования | Удельный вес численности обучающихся, обеспеченных учебно-методическим комплектом по предметам регионально- национального компонента государственного стандарта общего образования | ||||
Введение новых направлений подготовки (специальностей) начального профессионального образования | Удельный вес численности выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроенных в течение первого года по специальности | ||||
Численность незанятого населения Магаданской области, прошедшего повышение квалификации и переподготовку в учреждениях начального профессионального образования | |||||
Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий | Удельный вес количества образовательных учреждений, участвующих в инновационных образовательных проектах на областном и федеральном уровнях | ||||
Удельный вес количества учреждений образования, имеющих доступ к Интернету | |||||
Численность обучающихся на один персональный компьютер | |||||
Удельный вес численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах на школьном, муниципальном, областном уровнях | |||||
Расширение возможности дополнительного образования детей и молодежи | Удельный вес численности детей, охваченных системной внеучебной деятельностью в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования за счет реализации современных программ и форм воспитания и дополнительного образования | ||||
II. Развитие системы обеспечения качества образования | |||||
Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена | Удельный вес численности выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших в учреждения высшего и среднего профессионального образования по результатам единого государственного экзамена. | ||||
Удельный вес общеобразовательных учреждений, участвующих в едином государственном экзамене | |||||
Удельный вес численности выпускников 11-х классов, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена | |||||
III.Повышение эффективности управления в системе образования | |||||
Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования Магаданской области, разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности | Удельный вес количества образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении | ||||
Разработка и реализация комплекса мер по формированию педагогического, управленческого корпуса системы образования, соответствующего современным требованиям | Удельный вес численности педагогического персонала, ежегодно проходящего повышение квалификации и профессиональную переподготовку |