Показатель | Магаданская область | Дальневосточный федеральный округ | Российская Федерация |
Число малых предприятий на сто тысяч населения (единиц) | 827,0 | 679,5 | 719,9 |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (тысяч человек) | 13,7 | 321,6 | 8582,8 |
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общем числе занятых на всех предприятиях (процентов) | 18,2 | 13,8 | 17,8 |
Объем оборота малых предприятий на душу населения (рублей) | 88968,0 | 52669,1 | 84330,0 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения (рублей) | 848,0 | 1041,0 | 1194,1 |
Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Магаданской области за последние семь лет стабильно превышает среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.
На малых предприятиях в 2006 году были заняты 16 197 человек, что на 7 процентов больше 2005 года.
Число работающих по совместительству на малых предприятиях составило 51 процент от работающих по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики Магаданской области.
Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 13,7 тысяч человек, что составляет 102 процента к 2005 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тысячи человек, в торговле - 2,9 тысячи человек, в сфере транспорта и связи - 1,77 тысячи человек, в строительстве - 1,86 тысячи человек.
Среднемесячная заработная плата в 2006 году работающих в сфере малого бизнеса составила 13 310 рублей, что на 16,9 процента больше показателя предыдущего года.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых предприятий за 2006 год вырос на 25,1 процента по сравнению с 2005 годом и составил 21 589,9 миллиона рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2004-2005 годы - 16,2 процента и 16 процентов соответственно - превышают среднероссийский показатель, который составляет 10,2 процента и 11,2 процента за тот же период. Значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 11,6 процента и 12,2 процента соответственно.
Несмотря на рост в 2006 году по сравнению с 2005 годом показателя инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 17 процентов, удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области снизился на 4 процента.
Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий являются отсутствие собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, неудовлетворительное состояние технической базы.
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.
В 2006 году в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 30 процентов - составляли малые предприятия торговли, в 2005 году - 26 процентов. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.
Предприятия промышленности составили 24,7 процента от общего числа малых предприятий, предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги - 16,7 процента.
Предприятия транспорта и связи составляют 13,2 процента от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 8,7 процента.
На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.
С принятием Федерального закона N 209-ФЗ появились четкие критерии определения среднего предпринимательства. Этот термин широко использовался и ранее, но относительно его содержания существовали различные трактовки. Четкое формулирование критериев определения среднего предпринимательства позволит провести более полную оценку состояния развития среднего предпринимательства и его вклада в экономику Магаданской области путем осуществления обследований, сбора информации.
Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Программа объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.
Реализация программных мероприятий предусмотрена по четырем основным направлениям:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;
- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- методическое и консультационное обеспечение.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. Планируется участие представителей малого и среднего предпринимательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу основного ограничителя развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.
Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.