Недействующий

ЗАКОН

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 декабря 2007 года N 946-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2010 ГОДЫ

Принят Магаданской областной Думой 30 ноября 2007 года

(Текст изменен)

{Изменен: Законом Магаданской области от 06.06.2008 N 1007-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1050-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ}

{Изменен: Законом Магаданской области от 06.05.2009 N 1130-ОЗ}

{Утратил силу: Законом Магаданской области }

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа) (прилагается).

Статья 2. Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с федеральным и областным бюджетным законодательством.

Статья 3. Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством.


(в редакции Закона Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ)

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 года.

Губернатор

Магаданской области

Н.Н. Дудов


Приложение

к Закону Магаданской области

"Об областной целевой программе

"Развитие малого и среднего

предпринимательства в

Магаданской области" на 2008-2010 годы"

Магадан 2007

{Изменен: Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1050-ОЗ}

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2008-2010 годы

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ)

Заказчик Программы

- администрация Магаданской области

Разработчик Программы

- комитет экономики администрации Магаданской области

Исполнители Программы

- комитет экономики администрации области; комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области; комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; департамент природных ресурсов администрации Магаданской области

Цель Программы

- обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного компонента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения областного и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Магаданской области

Задачи Программы

- усиление мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Магаданской области развитие механизмов содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в доступе к финансовым, информационным ресурсам; совершенствование форм и методов информирования населения и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью; обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки; содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства; изменение отношения населения к предпринимательской деятельности, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, формирование положительного имиджа предпринимателя (в ред. Закона Магаданской области )

Индикаторы Программы (введено Законом Магаданской области )

увеличение числа малых предприятий до 1 530 или на 10 процентов; увеличение численности занятых на малых предприятиях до 17 тысяч человек или на 5 процентов; увеличение оборота малых предприятий до 32 360 миллионов рублей или на 50 процентов; рост объема инвестиций в основной капитал до 230 миллионов рублей или на 60 процентов; доля заказов, размещенных у малых предприятий, в общем объеме поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд субъекта Российской Федерации не менее 10 процентов

Объемы и источники финансирования Программы (в редакции Законов Магаданской области , )

- общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 12,7 миллионов рублей, в том числе по годам: 2008 год - 22,7 миллионов рублей; 2009 год - 15,0 миллионов рублей; 2010 год - 5,0 миллионов рублей

Сроки реализации Программы

- 2008-2010 годы

Ожидаемые конечные результаты Программы (в редакции Закона Магаданской области )

- в процессе реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для увеличения числа малых предприятий, улучшения экономических показателей их деятельности, увеличения численности занятых на малых предприятиях

Система контроля за исполнением Программы (в редакции Закона Магаданской области )

- контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством

1. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами

Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области является тем сектором экономики, который оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в областной и местные бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.

Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта, оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, обеспечивает занятость населения и формирует самозанятость. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей задачей органов государственной власти Магаданской области.

По состоянию на 01 января 2007 года в Магаданской области было зарегистрировано:

1 946 малых предприятий, из них 1 394 предприятия, представляющие сведения о своей деятельности;

6 090 предпринимателей;

169 крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 2006 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике Магаданской области составила 22 процента, в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) - 28 процентов, в инвестициях в основной капитал - около 3 процентов.

Таблица 1. Основные сравнительные показатели уровня развития малого предпринимательства за 2006 год


Показатель

Магаданская область

Дальневосточный федеральный округ

Российская Федерация

Число малых предприятий на сто тысяч населения (единиц)

827,0

679,5

719,9

Среднесписочная численность работников малых предприятий (тысяч человек)

13,7

321,6

8582,8

Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общем числе занятых на всех предприятиях (процентов)

18,2

13,8

17,8

Объем оборота малых предприятий на душу населения (рублей)

88968,0

52669,1

84330,0

Инвестиции в основной капитал на душу населения (рублей)

848,0

1041,0

1194,1

Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Магаданской области за последние семь лет стабильно превышает среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.

На малых предприятиях в 2006 году были заняты 16 197 человек, что на 7 процентов больше 2005 года.

Число работающих по совместительству на малых предприятиях составило 51 процент от работающих по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики Магаданской области.

Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 13,7 тысяч человек, что составляет 102 процента к 2005 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тысячи человек, в торговле - 2,9 тысячи человек, в сфере транспорта и связи - 1,77 тысячи человек, в строительстве - 1,86 тысячи человек.

Среднемесячная заработная плата в 2006 году работающих в сфере малого бизнеса составила 13 310 рублей, что на 16,9 процента больше показателя предыдущего года.

Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых предприятий за 2006 год вырос на 25,1 процента по сравнению с 2005 годом и составил 21 589,9 миллиона рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2004-2005 годы - 16,2 процента и 16 процентов соответственно - превышают среднероссийский показатель, который составляет 10,2 процента и 11,2 процента за тот же период. Значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 11,6 процента и 12,2 процента соответственно.

Несмотря на рост в 2006 году по сравнению с 2005 годом показателя инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 17 процентов, удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области снизился на 4 процента.

Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий являются отсутствие собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, неудовлетворительное состояние технической базы.

Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.

В 2006 году в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 30 процентов - составляли малые предприятия торговли, в 2005 году - 26 процентов. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.

Предприятия промышленности составили 24,7 процента от общего числа малых предприятий, предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги - 16,7 процента.

Предприятия транспорта и связи составляют 13,2 процента от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 8,7 процента.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.

С принятием Федерального закона N 209-ФЗ появились четкие критерии определения среднего предпринимательства. Этот термин широко использовался и ранее, но относительно его содержания существовали различные трактовки. Четкое формулирование критериев определения среднего предпринимательства позволит провести более полную оценку состояния развития среднего предпринимательства и его вклада в экономику Магаданской области путем осуществления обследований, сбора информации.

Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.

Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.

Программа объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий предусмотрена по четырем основным направлениям:

- совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;

- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

- методическое и консультационное обеспечение.

Совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. Планируется участие представителей малого и среднего предпринимательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу основного ограничителя развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.

Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.

В настоящее время при наметившейся тенденции к дальнейшему снижению учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации и увеличению на финансовых рынках России свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств существенно расширяются возможности привлечения малыми и средними предприятиями финансовых ресурсов. Основными факторами, сдерживающими активное привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса, являются высокая стоимость банковских кредитов и строгие требования по обеспечению их возвратности. Перспективным механизмом государственного содействия по привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств и создания благоприятного инвестиционного климата является:

- обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;

- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам банков, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства;

- субсидирование части затрат на уплату стоимости гарантии, поручительства по кредитам.

Территориальная отдаленность Магаданской области обуславливает ограниченный рынок сбыта и продвижение продукции (работ, услуг) предприятий Магаданской области на внешние рынки. Для содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в решении этой проблемы предполагается осуществлять субсидирование части их затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства будет обеспечиваться также за счет участия субъектов малого предпринимательства в государственных и областных инвестиционных программах, в конкурсах на государственные заказы по поставкам товаров (работ, услуг).

Финансово-кредитная поддержка предусматривает привлечение средств в 2008-2010 годах из областного бюджета Магаданской области в размере 22,325 миллионов рублей.

(в редакции Закона Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ)

(в редакции Закона Магаданской области от 06.05.2009 N 1130-ОЗ)

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства содержит ряд мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения их деятельности, по формированию позитивного образа предпринимателя, а также предусматривает пропаганду их достижений. На интернет-сайте администрации Магаданской области создан раздел "Малый бизнес", где размещена федеральная и региональная законодательные базы в сфере малого и среднего предпринимательства, информация о состоянии и развитии малого бизнеса в регионе, условия кредитования в банках, действующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. Кроме того на данном сайте имеется перечень органов, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), а также размещена информация об общих правилах проведения государственного контроля (надзора).

Методическое и консультационное обеспечение предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов и форм оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, оказание методической помощи органам местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»