ЗАКОН
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 декабря 2007 года N 946-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008-2010 ГОДЫ
Принят Магаданской областной Думой 30 ноября 2007 года
(Текст изменен)
{Изменен: Законом Магаданской области от 06.06.2008 N 1007-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1050-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ}
{Изменен: Законом Магаданской области от 06.05.2009 N 1130-ОЗ}
{Утратил силу: Законом Магаданской области }
(в редакции Закона Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ)
Губернатор
Магаданской области
Н.Н. Дудов
к Закону Магаданской области
"Об областной целевой программе
"Развитие малого и среднего
предпринимательства в
Магаданской области" на 2008-2010 годы"
Магадан 2007
{Изменен: Законом Магаданской области от 24.11.2008 N 1050-ОЗ}
Наименование Программы | - областная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" на 2008-2010 годы |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) |
Заказчик Программы | - администрация Магаданской области |
Разработчик Программы | - комитет экономики администрации Магаданской области |
Исполнители Программы | - комитет экономики администрации области; комитет сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области; комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Магаданской области; департамент природных ресурсов администрации Магаданской области |
Цель Программы | - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного компонента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения областного и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике Магаданской области |
Задачи Программы | - усиление мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Магаданской области развитие механизмов содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в доступе к финансовым, информационным ресурсам; совершенствование форм и методов информирования населения и субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью; обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки; содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки; содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства; изменение отношения населения к предпринимательской деятельности, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности, формирование положительного имиджа предпринимателя (в ред. Закона Магаданской области ) |
Индикаторы Программы (введено Законом Магаданской области ) | увеличение числа малых предприятий до 1 530 или на 10 процентов; увеличение численности занятых на малых предприятиях до 17 тысяч человек или на 5 процентов; увеличение оборота малых предприятий до 32 360 миллионов рублей или на 50 процентов; рост объема инвестиций в основной капитал до 230 миллионов рублей или на 60 процентов; доля заказов, размещенных у малых предприятий, в общем объеме поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд субъекта Российской Федерации не менее 10 процентов |
Объемы и источники финансирования Программы (в редакции Законов Магаданской области , ) | - общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 12,7 миллионов рублей, в том числе по годам: 2008 год - 22,7 миллионов рублей; 2009 год - 15,0 миллионов рублей; 2010 год - 5,0 миллионов рублей |
Сроки реализации Программы | - 2008-2010 годы |
Ожидаемые конечные результаты Программы (в редакции Закона Магаданской области ) | - в процессе реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для увеличения числа малых предприятий, улучшения экономических показателей их деятельности, увеличения численности занятых на малых предприятиях |
Система контроля за исполнением Программы (в редакции Закона Магаданской области ) | - контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с областным законодательством |
1. Характеристика проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами
Малое и среднее предпринимательство в Магаданской области является тем сектором экономики, который оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики, насыщение рынка товарами и услугами, развитие экономически оправданной конкуренции, формирование налоговой базы и налоговых поступлений в областной и местные бюджеты, создание новых рабочих мест и новых производств.
Динамичное развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов прироста валового регионального продукта, оказывает доминирующее влияние на формирование среднего класса как основы политической и социальной стабильности гражданского общества, обеспечивает занятость населения и формирует самозанятость. Активное привлечение работников на условиях вторичной занятости, свойственное малому бизнесу, создает дополнительные источники доходов для населения. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является важнейшей задачей органов государственной власти Магаданской области.
По состоянию на 01 января 2007 года в Магаданской области было зарегистрировано:
1 946 малых предприятий, из них 1 394 предприятия, представляющие сведения о своей деятельности;
6 090 предпринимателей;
169 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2006 году доля работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике Магаданской области составила 22 процента, в объеме отгруженной продукции (работ, услуг) - 28 процентов, в инвестициях в основной капитал - около 3 процентов.
Показатель | Магаданская область | Дальневосточный федеральный округ | Российская Федерация |
Число малых предприятий на сто тысяч населения (единиц) | 827,0 | 679,5 | 719,9 |
Среднесписочная численность работников малых предприятий (тысяч человек) | 13,7 | 321,6 | 8582,8 |
Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общем числе занятых на всех предприятиях (процентов) | 18,2 | 13,8 | 17,8 |
Объем оборота малых предприятий на душу населения (рублей) | 88968,0 | 52669,1 | 84330,0 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения (рублей) | 848,0 | 1041,0 | 1194,1 |
Следует отметить, что значение показателя доли среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Магаданской области за последние семь лет стабильно превышает среднероссийский показатель и показатель по Дальневосточному федеральному округу за этот же временной период.
На малых предприятиях в 2006 году были заняты 16 197 человек, что на 7 процентов больше 2005 года.
Число работающих по совместительству на малых предприятиях составило 51 процент от работающих по совместительству в организациях всех видов деятельности экономики Магаданской области.
Среднесписочная численность работающих в организациях малого предпринимательства составила 13,7 тысяч человек, что составляет 102 процента к 2005 году. Из общего числа работающих в малом предпринимательстве наибольшее число сосредоточено в добывающей отрасли - 4,2 тысячи человек, в торговле - 2,9 тысячи человек, в сфере транспорта и связи - 1,77 тысячи человек, в строительстве - 1,86 тысячи человек.
Среднемесячная заработная плата в 2006 году работающих в сфере малого бизнеса составила 13 310 рублей, что на 16,9 процента больше показателя предыдущего года.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. Оборот малых предприятий за 2006 год вырос на 25,1 процента по сравнению с 2005 годом и составил 21 589,9 миллиона рублей. Значение показателя доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта за 2004-2005 годы - 16,2 процента и 16 процентов соответственно - превышают среднероссийский показатель, который составляет 10,2 процента и 11,2 процента за тот же период. Значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу, который составляет 11,6 процента и 12,2 процента соответственно.
Несмотря на рост в 2006 году по сравнению с 2005 годом показателя инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 17 процентов, удельный вес инвестиций субъектов малого предпринимательства в объеме инвестиций области снизился на 4 процента.
Сдерживающими факторами инвестиционной активности малых предприятий являются отсутствие собственных финансовых средств, высокий процент коммерческого кредита, неудовлетворительное состояние технической базы.
Структура малого бизнеса по видам экономической деятельности в Магаданской области довольно устойчива.
В 2006 году в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 30 процентов - составляли малые предприятия торговли, в 2005 году - 26 процентов. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.
Предприятия промышленности составили 24,7 процента от общего числа малых предприятий, предприятия, осуществляющие операции с недвижимостью, предоставляющие услуги - 16,7 процента.
Предприятия транспорта и связи составляют 13,2 процента от общего числа малых предприятий, строительные предприятия - 8,7 процента.
На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство в Магаданской области охватывает практически все отрасли народного хозяйства и, несмотря на финансовые трудности, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, в том числе снижению уровня безработицы и обеспечивает дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры и сферы услуг.
С принятием Федерального закона N 209-ФЗ появились четкие критерии определения среднего предпринимательства. Этот термин широко использовался и ранее, но относительно его содержания существовали различные трактовки. Четкое формулирование критериев определения среднего предпринимательства позволит провести более полную оценку состояния развития среднего предпринимательства и его вклада в экономику Магаданской области путем осуществления обследований, сбора информации.
Проблема развития малого и среднего предпринимательства является комплексной, ее решение носит межотраслевой (межведомственный) характер. В связи с этим для решения проблемы необходима межотраслевая (межведомственная) координация, согласованное использование кадровых, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения целей и решения поставленных задач по развитию системы малого и среднего предпринимательства в Магаданской области.
Преимущества программно-целевого метода решения проблемы в том, что комплексный подход к решению проблемы позволяет в более быстрые сроки достичь значимых результатов.
Программа объединяет в себе положительные результаты реализации двух предыдущих программ, изучения опыта других регионов Российской Федерации.
Реализация программных мероприятий предусмотрена по четырем основным направлениям:
- совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства;
- финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- методическое и консультационное обеспечение.
Совершенствование нормативно-правовой базы в области малого и среднего предпринимательства включает мероприятия по экспертизе действующих законодательных и нормативных правовых актов Магаданской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, разработке предложений по их совершенствованию. Планируется участие представителей малого и среднего предпринимательства в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов в части регулирования деятельности и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основной объем средств предполагается направить на финансово-кредитную поддержку предпринимательства, так как к числу основного ограничителя развития малого бизнеса и его инвестиционной активности относится недостаток собственных финансовых ресурсов и затрудненный доступ к разным источникам финансирования, о чем свидетельствует и низкий показатель инвестиций малых предприятий в основной капитал.
Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства включает мероприятия, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства через развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата, а также содействие в участии субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности и продвижении продукции (работ, услуг) на внешние рынки.
В настоящее время при наметившейся тенденции к дальнейшему снижению учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации и увеличению на финансовых рынках России свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств существенно расширяются возможности привлечения малыми и средними предприятиями финансовых ресурсов. Основными факторами, сдерживающими активное привлечение кредитных ресурсов субъектами малого и среднего бизнеса, являются высокая стоимость банковских кредитов и строгие требования по обеспечению их возвратности. Перспективным механизмом государственного содействия по привлечению в предпринимательский сектор финансовых средств и создания благоприятного инвестиционного климата является:
- обеспечение гарантий по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам банков, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование части затрат на уплату стоимости гарантии, поручительства по кредитам.
Территориальная отдаленность Магаданской области обуславливает ограниченный рынок сбыта и продвижение продукции (работ, услуг) предприятий Магаданской области на внешние рынки. Для содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в решении этой проблемы предполагается осуществлять субсидирование части их затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.
Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства будет обеспечиваться также за счет участия субъектов малого предпринимательства в государственных и областных инвестиционных программах, в конкурсах на государственные заказы по поставкам товаров (работ, услуг).
Финансово-кредитная поддержка предусматривает привлечение средств в 2008-2010 годах из областного бюджета Магаданской области в размере 22,325 миллионов рублей.
(в редакции Закона Магаданской области от 19.12.2008 N 1075-ОЗ)
(в редакции Закона Магаданской области от 06.05.2009 N 1130-ОЗ)
Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства содержит ряд мероприятий по совершенствованию информационного обеспечения их деятельности, по формированию позитивного образа предпринимателя, а также предусматривает пропаганду их достижений. На интернет-сайте администрации Магаданской области создан раздел "Малый бизнес", где размещена федеральная и региональная законодательные базы в сфере малого и среднего предпринимательства, информация о состоянии и развитии малого бизнеса в регионе, условия кредитования в банках, действующая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства. Кроме того на данном сайте имеется перечень органов, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора), а также размещена информация об общих правилах проведения государственного контроля (надзора).
Методическое и консультационное обеспечение предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование механизмов и форм оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, оказание методической помощи органам местного самоуправления в разработке и реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.