Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2008 - 2011 ГОДЫ

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Ввод жилья в Республике Коми в последние годы имеет положительную динамику. Если в 2004 году за счет всех источников финансирования в республике было введено 140,5 тыс. кв.м жилых домов, то в 2005 году ввод составил 159,3 тыс. кв.м, а в 2006 году - 176,9 тыс. кв.м.

Однако достигнутые объемы жилищного строительства недостаточны для удовлетворения потребности населения в новом жилье. Кроме того, более половины всего вводимого жилья приходится на один город - Сыктывкар.

На душу населения в республике строится жилья почти вдвое меньше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и России. В 2006 году значение данного показателя составило 0,18, 0,34 и 0,35 кв.м соответственно, тогда как согласно международным нормам годовой объем строительства жилья должен составлять 1 кв.м на человека.

Стремительный рост цен на жилье также делает его недоступным для большинства населения. В 2003 - 2006 годах стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на первичном рынке увеличилась в 2,5 раза, на вторичном - в 2,7 раза, при этом среднедушевые денежные доходы населения выросли только в 1,8 раза.

В данном случае очень показательным является применение коэффициента доступности жилья, который показывает, сколько лет потребуется семье, состоящей из трех человек (двое взрослых и ребенок), для приобретения стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м при существующем у нее уровне дохода.

В 2003 году значение коэффициента доступности жилья по республике в целом составляло 2,2 года, в 2004 году - 2,25 года, в 2005 году - 2,64 года, в 2006 году - 3,25 года, что свидетельствует о снижении доступности жилья для населения.

Площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя республики, на конец 2006 года составляла 22,9 кв.м, увеличившись по сравнению с уровнем 2000 года на 8 процентов. Однако данный прирост обусловлен в основном сокращением численности населения (на 6,9 процента), а не увеличением показателя общей площади жилищного фонда (на 1 процент).

При этом обеспеченность жильем граждан, проживающих в сельской местности, несколько выше, чем граждан, проживающих в городах (по итогам 2006 года - 24,7 и 22,3 кв.м соответственно).

Однако уровень благоустройства сельского жилищного фонда значительно ниже, чем городского. Если в городской местности на начало 2007 года жилищный фонд, не оборудованный водопроводом и канализацией, составлял лишь 7 - 8 процентов площади жилищного фонда, то в сельской местности ситуация обратная: канализацией не оборудовано 82 процента площади жилищного фонда, водопроводом - 79 процентов.

Количество жилых домов в республике в настоящее время превышает 91 тыс., больше половины из них - 55,5 процента - возведено до 1970 года, 36 процентов - в период с 1971 по 1995 годы, 8,5 процента - после 1995 года.

На конец 2006 года свыше 15,1 тыс. жилых домов имели износ более 66 процентов, 41,2 тыс. - 31 - 65 процентов. Площадь ветхого и аварийного жилья за период с начала 2001 по начало 2007 года увеличилась с 1392 до 2008 кв.м, или на 44,3 процента. Доля ветхого и аварийного жилья за тот же период увеличилась с 6,3 до 9 процентов. В ветхом и аварийном жилье проживает около 8 процентов населения республики.

По итогам 2006 года среди регионов Северо-Западного федерального округа Республика Коми по доле ветхого и аварийного жилья занимала второе место после Архангельской области, по России - тринадцатое место.

Многие ветхие и изношенные дома расположены в центрах населенных пунктов, что осложняет освоение площадей под застройку и портит архитектурный облик населенных пунктов.

Переход страны к рыночным отношениям и реформы последних лет привели к тому, что во многих небольших населенных пунктах прекратили свою деятельность градообразующие предприятия, которые раньше обеспечивали значительную часть местных жителей работой, содержали объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения. Создание в таких населенных пунктах новых производств невозможно или экономически нецелесообразно. Единственным выходом из данной ситуации является признание такого населенного пункта закрывающимся и переселение его жителей в другие населенные пункты.

Одной из проблем в области развития жилищного строительства является отсутствие основополагающей, отвечающей современным требованиям градостроительной документации большинства городских и сельских поселений республики. Существующая документация устарела и требует корректировки. В частности, это создает определенные проблемы в вопросах выделения земельных участков для развития индивидуального жилищного строительства в городской и сельской местности.

Сдерживает рост объемов жилищного строительства и отсутствие существенных подвижек в развитии инженерной инфраструктуры. Особенно остро стоит вопрос развития инженерных сетей и подготовки площадок под застройку в крупных населенных пунктах республики, где существует необходимость в интенсивном строительстве жилья, а также формирование муниципальными образованиями земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 22-РЗ)

В сложившихся условиях органы государственной власти в решении жилищных проблем населения должны сосредоточить основное внимание на тех категориях граждан, которые не в состоянии самостоятельно улучшить свои жилищные условия в связи с недостаточным уровнем доходов (участники Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны и вдовы погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете на получение субсидии (социальной выплаты) на строительство и приобретение жилья, в том числе молодые семьи, молодые специалисты и молодые семьи, работающие в сельской местности). Также требуется решение вопроса по предоставлению на безвозмездной основе земельных участков для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей.

(в ред. Законов РК от 04.05.2008 N 41-РЗ, от 29.04.2011 N 22-РЗ)

Решение проблем жилищной сферы республики наиболее целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода, поскольку данная проблема требует комплексного подхода, имеет особую значимость и приоритетность для всего общества, не может быть решена в течение одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет.