Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (утратил силу на основании закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ)



Таблица 3

Производственная специализация Воронежской области (2004 год)


Отрасль промышленности

Удельный вес отрасли

Коэффициент локализации

Электроэнергетика

18,48%

1,96

Черная металлургия

2,23%

0,23

Химическая и нефтехимическая промышленность

16,03%

2,96

Машиностроение и металлообработка

21,70%

1,08

Промышленность строительных материалов

5,66%

1,97

Легкая промышленность

0,72%

0,59

Электроэнергетика

27,60%

1,88

Черная металлургия

4,26%

0,84


Воронежская область отличается высоким уровнем развития основных инженерных инфраструктур.

Для региона характерна высокая плотность транспортного сообщения, развитие перевозок различными видами транспорта (приложение 5).

В настоящее время железнодорожная сеть представлена магистралями: "Ряжск - Грязи - Отрожка - Лиски - Миллерово"; "Грязи - Поворино - Волгоград"; "Валуйки - Лиски - Поворино - Балашов". Юго-Восточная железная дорога связывает центр Европейской части России с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, востоком страны и странами ближнего зарубежья. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей в границах Воронежской области составляет 1197,2 км, в т.ч. 720 км электрифицировано.

На территории области пересекаются важнейшие железнодорожные линии с севера на юг и с запада на восток через крупнейшие железнодорожные узлы: Лискинский, Воронежский и Поворинский.

Сеть автомобильных дорог области представлена федеральными и территориальными автодорогами. Основу автодорожной сети составляют дороги: "Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону"; "Тамбов - Воронеж - Курск - Белгород"; "Воронеж - Саратов". Общее протяжение автодорог общего пользования в области составляет 9,3 тыс.км, из них 0,8 тыс.км - федеральные. Почти все автодороги области имеют твердое покрытие проезжей части (97,9%).

На территории области действует речной порт Лискинский, осуществляющий грузовые перевозки по реке Дон. Судоходные внутренние пути составляют 573 км, имеется возможность обеспечивать судоходные связи по реке Дон с Азовским, Каспийским и Черным морями.

В 1995 году Воронежскому аэропорту постановлением Правительства Российской Федерации присвоен статус "международного". Его аэровокзальный комплекс способен пропускать 400 пассажиров в час, авиационно-техническая база оснащена для обслуживания самолетов 4-2 классов.

По территории области проходят трассы магистральных трубопроводов: нефтепровод "Никольское - Вербиловка - Долгие Буды - Кременчуг - Одесса"; нефтепродуктопровод "Никольское - Воронеж", "Воронеж - Белгород", "Воронеж - Лиски"; аммиакопровод "Тольятти - Одесса". Общее протяжение магистральных нефтепродуктопроводов составляет порядка 250 км. Правда, область в настоящий момент все еще недостаточно газифицирована по сравнению с другими регионами ЦФО.

Область относится к числу регионов, которые не являются энергодефицитными.

Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по подготовке рабочей силы, здравоохранению и социальному обеспечению. Основу социальной сферы составляет сеть бюджетных учреждений, финансируемая из бюджетов разных уровней (приложение 6). По уровню развития бюджетной сети Воронежская область занимает среднее положение в рейтинге российских регионов:

1) В системе здравоохранения Воронежской области работают 12367 врачей в 137 больничных учреждениях на 22739 койко-мест, показатель обеспеченности больничными койками на 10 тыс.населения составляет 97,4. В 2005 году в стационарах пролечено более 583 тыс.пациентов.

2) По показателям обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями Воронежская область занимает одно из последних мест по ЦФО, опережая по данному показателю лишь Курскую и Тамбовскую области. Происходит постепенное увеличение доли охвата детей общественным дошкольным образованием (с 45% в 2001 году до почти 50% в 2005-м).

3) В последние несколько лет произошла оптимизация сети школ. С 2002 года началось формирование сети базовых сельских школ (БСШ) - на данный момент 116 по области; реструктуризация сети общеобразовательных учреждений; обеспечение БСШ школьными автобусами. К 2009 году планируется завершение реструктуризации сети общеобразовательных учреждений. Но, несмотря на это, в настоящий момент мощность общеобразовательных учреждений области составляет 428306 ученических мест, фактическая нагрузка - 236329 ученических мест (приложение 7).

4) В настоящее время в системе социальной защиты Воронежской области функционируют 38 домов-интернатов общего типа и психоневрологических интернатов, в которых проживают более 6 тыс.пенсионеров и инвалидов, 50 центров социального обслуживания населения, в т.ч. 22 с отделениями дневного пребывания и 27 центров (отделений) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В 2005 году в отделениях дневного пребывания обслужено 23172 человека, в отделениях временного проживания - 958 чел..

5) Хотя по показателю количества средств, выделяемых на культуру, в расчете на одного жителя Воронежская область имеет более низкие показатели, чем в соседних регионах, данные расхождения не являются критическими и по ряду показателей развития сферы культуры Воронежская область занимает лидирующие позиции в ЦФО (количество театров, число публичных библиотек, число профессиональных учебных заведений культуры, число культурно-досуговых заведений и проч.).

В структуре поступления налоговых платежей в бюджетную систему области доминирует обрабатывающая промышленность. В частности, в 2006 году в областной бюджет 24,9% налоговых платежей поступило от предприятий обрабатывающих производств, в которых пищевая промышленность составила 9,2%, химическое производство - 3,7%, металлургическое производство - 2,4%, производство машин и оборудования - 2,1%. От предприятий оптовой и розничной торговли поступило 18,6% всех налоговых доходов, от транспорта и связи - 12,4%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 8,1%, от строительных организаций - 5,4%, от сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 2,3%, от добычи полезных ископаемых - 1,4%. На долю этих отраслей приходится свыше 73,0% общего объема налоговых доходов. Отсутствие конъюнктурного характера доходов консолидированного бюджета Воронежской области вызывает исключительно монотонный рост доходов. Практически отсутствует прирост налоговых доходов за счет конъюнктурных факторов, что не позволяет в будущем надеяться на возможный взрывной рост бюджетных доходов при сохранении существующей организации экономики. При этом расходная часть бюджета имеет социально-культурную направленность, столь характерную для индустриальных стран. Затраты областного бюджета на социально-культурные мероприятия на среднесрочную перспективу прогнозируются в размере 61-62%.

2.2. Современные тренды социально-экономического развития Воронежской области

В последние годы, когда российская экономика переживала период восстановительного роста, развивалось хозяйство Воронежской области, что отразилось на улучшении ее социальной сферы и росте бюджета.

Валовой региональный продукт в 2005 году достиг 137214,7 млн.рублей (оценочно), что составило 0,63% от ВВП Российской Федерации. Наименьшие значения по сравнению с 1990 годом (100%) индекс физических объемов промышленного производства имел в 1998 году - чуть более 30%. Начиная с этого периода индекс физических объемов промышленного производства вырос почти в 1,5 раза (до 45,6% в 2005 году). Наибольшими темпами из крупных отраслей экономики росли лесная и деревообрабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка. Низкие показатели роста имела электроэнергетика (рост индекса физического объема на 2,5%), но следует учитывать, что в электроэнергетике выпуск продукции сократился за 1990-е годы только на 17%, тогда как в химии - на 45%, пищевой промышленности - 48%, в машиностроении и металлообработке - в 3,3 раза, в промышленности строительных материалов - в 1,7 раза, в легкой промышленности - в 7,7 раза.

В последние годы в Воронежской области устойчиво росли доходы населения и повышался уровень жизни. Уровень оплаты труда стабильно рос и в 2005 году составил 5382,2 руб. в месяц. В структуре денежных доходов населения области постепенно уменьшается доля оплаты труда (например, в 2004 году по сравнению с предыдущим она уменьшилась с 39 до 36,4%, социальных выплат - с 20 до 19%; удельный вес доходов от собственности и предпринимательской деятельности увеличился на 3,7%; доля других доходов осталась практически на прежнем уровне).

По показателю ожидаемой продолжительности жизни в ЦФО Воронежская область находится на третьем месте после Москвы и Белгородской области (общая продолжительность жизни - 66,13 лет; мужчины - 59,37 лет; женщины - 73,70 лет) и выше среднего показателя по России. По значению показателя индекса развития человеческого потенциала область, по данным Независимого института социальной политики, занимает 27 место среди регионов Российской Федерации (ИРЧП составил 0,752).

В ситуации интенсивного экономического развития Российской Федерации начался ускоренный рост рынков традиционной производственной специализации региона. При этом данные рынки все более и более открываются и глобализуются (приложение 8).

2.3. Риски (проблемы и диспропорции) развития региона

Возможности развития Воронежской области могут реализоваться не в полной мере в силу наличия целого ряда рисков (проблем и диспропорций в развитии), характерных для всех старопромышленных регионов в ситуации идущей в мире реиндустриализации.