Недействующий

О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (утратил силу на основании закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ)

Проекты и программы, направленные на повышение развития человеческого капитала


Направления развития человеческого капитала

Проекты и программы

Управление знаниями на уровне региона (приобретение, усвоение и передача знаний)

1. Содействие программам по охране интеллектуальной собственности, а также эффективному обращению в регионе ее объектов.

2. Программы по формированию определенного образа жизни и действия (начиная с программ поддержки здорового образа жизни, заканчивая демонстрационными технологическими программами в сельском хозяйстве, проведений региональных ярмарок социальных проектов, формирования фонда поддержки общественных инициатив и проч.).

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в государственном (муниципальном) управлении, ведении муниципального хозяйства, обеспечивающих доступность информационных ресурсов для населения. Например, внедрение в регионе электронной "социальной карточки", позволяющей не только учитывать получателя социальных благ в разных информационных базах, но и формировать данным получателям собственный индивидуальный профиль доступа к фондам общественного потребления

Стимулирование социальной мобильности

1. Развитие системы непрерывного образования. Создание возможности для получения образования отдельными категориями граждан (лицами старших возрастов, молодыми материями и проч.).

2. Расширение конкурсного приема на государственную и муниципальную службу, введение квалификационных экзаменов при замещении отдельных категорий должностей.

3. Реализация жилищных программ, обеспечивающих территориальную мобильность населения.

4. Программы по агломерации и повышению разнообразия рынка труда (например, в рамках формирования крупных городских агломераций)

Повышение значимости общественного участия в решении государственных и муниципальных вопросов

1. Развитие института общественных экспертиз государственных и муниципальных решений (введение обязательных общественных экспертных заключений по проектам нормативно-правовых актов на предмет оценки их коррупциогенности; общественные экспертизы градостроительных планов; и проч.).

2. Введение опросов населения в качестве одного из инструментов оценки эффективности государственного и муниципального управления.

3. Формирование "электронного правительства" в регионе и на уровне муниципалитетов (развитие интерактивного взаимодействия с населением)

Сокращение социальных различий (борьба с бедностью, доступность бюджетных услуг и проч.)

1. Борьба с бедностью.

2. Повышение доступности использования инженерной инфраструктуры для населения области (связь, дорожное сообщение, возможность подключения к коммунальным услугам и проч.). Повышение доступности жилья для населения и улучшение среды проживания (предотвращение социальных конфликтов, связанных с градостроительным планированием и застройкой населенных пунктов, например. формирования "гетто бедных", "анклавов богатых" и проч., вытеснением за пределы территорий доступных торговых, бытовых и социально-культурных услуг).

3. Программы повышения доступности государственных (муниципальных) и бюджетных услуг на территории области. Равный доступ к данным услугам для всех территорий

Стимулирование здорового образа жизни населения

Строительство высокотехнологичных медицинских центров. Развитие жизни населения спорта и физкультуры

3.3. Обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе. Приведение системы профобразования в соответствие с запросами рынка труда

Устойчивость и сбалансированность рынка труда является одним из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность региона. Организационно за их достижение отвечают, в первую очередь, системы профессионального образования и социальной защиты, развернутой в области. При этом приоритетными задачами для них выступают:

1. Обеспечение доступности профессионального образования и высокое качество образовательных услуг.

2. Развертывание в регионе системы непрерывного профессионального образования.

3. Содействие в обеспечении предприятий региона трудовыми ресурсами.

4. Создание новых рабочих мест, включая рабочие места в секторе новой экономики, требующие современных ключевых квалификаций.

5. Обеспечение социальной защиты населению.

В качестве основных групп мероприятий, направленных на повышение устойчивости рынка труда региона и приведение социальной политики в соответствие ситуации старения населения области, предлагается следующее:

1. Мониторинг рынка труда с участием работодателей, в том числе формирование и запуск мониторинга изменения технологической ситуации на предприятиях региона, изменения требований к кадрам (в том числе посредством организации и проведения регионального Форсайта (приложение 19). Поддержка подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и проч.). Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и проч.). Здесь может быть использован опыт реализации в ряде российских регионов проекта DELPHI. Последний проводился по программе Tacis Европейского Союза и управляется Европейским фондом подготовки кадров; проект был направлен на то, чтобы помочь системе образования профобразования подготовить необходимое количество специалистов, максимально соответствующее требованиям рынка труда. Для этого формировались инициативные группы из числа представителей РОИВ, учебных заведений, работодателей, задачей которых было совместное прогнозирование развития соответствующих товарных рынков, рынка труда, технологий и коррекция в связи с этим научных исследований и учебных программ.

2. Модернизация системы учебных заведений (переход к клиентоориентированным структурам, внедрение БОР), содействие обновлению МТБ учебных заведений. Синхронизация стратегий развития учебных заведений разного уровня профобразования.

Развитие, в том числе и организационное, системы непрерывного образования в области. Необходимо разработать и реализовать программы поддержки как институционализированных, так и неформальных институтов, работающих в сфере непрерывного образования. Например, в Чувашии, где основным звеном в системе непрерывного образования являются учебные заведения начального профессионального и среднеспециального образования. За счет их деятельности обеспечивается тесная связь подготовки кадров с отраслевыми запросами региональной экономики. Коэффициент охвата трудоспособного населения непрерывным образованием (SPR) в области должен расти (приложение 17).

3. Реализация программ профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и незанятой молодежи. Субсидирование оплаты образовательных услуг, поддержка системы кредитования образовательных услуг.

4. Стимулирование занятости в регионе, в том числе альтернативной занятости в сельской местности.

5. Миграционные программы привлечения в область трудоспособного населения. При этом одним из каналов и инструментов организации миграции может стать находящаяся в ведении области система профобразования.

6. Разработка и реализация стратегических программ развития социальной защиты населения в условиях его старения. Увеличение количества домов-интернатов для престарелых и инвалидов, центров временного пребывания и мест в них. Развитие системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на дому.

3.4. Современная культурная политика и пространственное развитие Воронежской области

Рост миграции, развитие миграционных процессов в центре России, возрастающее значение притягательности для притока мобильных кадров Москвы и московской агломерации потребуют развития социально-культурной среды в Воронежской области, чтобы обеспечить ее население социально-культурными коммерческими и некоммерческими услугами, обеспечивающими притягательность жизни в регионе, чтобы понизить уровень конфликтности ситуаций адаптации мигрантов и проч. В силу этого для области резко возрастает значение культурной политики, создающей мотивы для посещения Воронежа, возвращающей исторические основания для города быть центром российского Черноземья, формирующей уникальную городскую среду. Культурная политика в регионе должна быть сформирована как инструментальная.

В пространственном развитии области ключевыми факторами обеспечения региональной конкурентоспособности становятся:

1. Обеспечение транспортной мобильности в сфере производства, улучшение коммуникационной доступности основных рынков (основные направления пространственного развития области следующие: восточное (на Москву как общенациональный центр дистрибуции), южное (Ростов-на-Дону и ориентация на формирующуюся на юге одну из крупнейших городских агломераций, в которую входят краснодарские порты), а также в настоящий момент слабо развитое направление на Украину (Харьков).

2. Возвращение Воронежу статуса центра российского Черноземья способно обеспечить социально-экономический рост города и региона, в первую очередь за счет освоения ими новых экономических функций. Для Воронежа, чтобы утвердить его значение в качестве стратегического центра российского Черноземья, потребуется реализовать, как минимум, три программы:

а) развития городской среды, формирования центра притяжения трудовых мигрантов, удобной площадки для размещения региональных штаб-квартир крупными общенациональными и международными компаниями;

б) формирования центра инновационной экономики (например, за счет модернизации системы профессионального образования и создания вуза национального уровня);

в) развития городской агломерации в центре с Воронежем в целях увеличения масштабов рынка, повышения его внутреннего разнообразия и достижения масштаба, необходимого для закрепления новых функций (транспортно-логистических услуг, создания крупного центра дистрибуции в центральной части России и проч.).

3. Обеспечение устойчивости в системе расселения Воронежской области может превратиться в одну из стратегических задач в силу, с одной стороны, роста предложения для занятых в сельском хозяйстве работы в промышленности и в городах, с другой стороны, в силу повышения производительности труда в сельскохозяйственном производстве и высвобождения значительного количества работников в сельской местности, высокого риска формирования в ней депрессивных зон. При этих обстоятельствах появляется необходимость в специальных государственных программах, направленных на стабилизацию и увеличение количества рабочих мест в отдельных территориях, поддержку альтернативной занятости на селе и развития так называемого сельского подворья.

Возвращение Воронежу статуса центра российского Центрального Черноземья, способного принять новые сложные производства, развить инновационную экономику и удержать мобильную рабочую силу, обладающую современными ключевыми компетенциями, предполагает: