Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.
Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года выполнен в двух вариантах, основанных на различных прогнозных сценариях демографического и социально-экономического развития республики и предположениях относительно рождаемости, смертности и миграции.
Вариант 1 (оптимистический) базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.
Вариант 2 (инерционный) характеризуется отсутствием позитивных сдвигов в экономической ситуации, не предусматривает расширение занятости и значительные вложения в социальную сферу. По данному варианту наряду с умеренным ростом рождаемости и снижением смертности прогнозируется сохранение интенсивного миграционного оттока из республики, вызванного низким уровнем жизни и высоким уровнем безработицы.
Прогнозируется, что численность населения республики к 2015 году по сравнению с 2005 годом изменится следующим образом: по оптимистическому варианту - увеличится на 14,7 тыс. человек, по инерционному варианту - уменьшится на 12,6 тыс. человек.
Оба варианта предполагают, что в прогнозируемом периоде продолжится рост рождаемости и снижение смертности при сохранении миграционных потерь населения.
Расчетная численность населения по указанным вариантам прогноза приведена в целевых индикаторах реализации Программы (приложение N 1).
Рождаемость. Увеличение уровня рождаемости на среднесрочную перспективу будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной политики. В ближайшие годы в возраст наиболее интенсивного деторождения (20-29 лет) будет входить относительно многочисленное поколение женщин, родившихся 1986-1990 годах.
Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми, принимаемых на федеральном уровне.
Под влиянием этих факторов по первому варианту прогноза ожидается, что рождаемость увеличится в полтора раза и достигнет к 2012 году своего максимального значения - 15,7 в расчете на 1000 человек. По второму варианту прогноза рождаемость увеличится до 13,4 в расчете на 1000 человек.
После 2012 года, когда активного репродуктивного возраста достигнет сравнительно малочисленное поколение, родившееся в 90-е годы, произойдет некоторое снижение показателя рождаемости: по первому варианту прогноза - до 14,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту прогноза - до 12,5 в расчете на 1000 человек.
Смертность. Динамика смертности также будет определяться социально-экономическими перспективами республики, прежде всего уровнем доходов населения и качеством медицинской помощи. С учетом мер, принимаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и настоящей Программы, по обоим вариантам прогноза предполагается снижение смертности: по первому варианту - до 8,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту - до 9,6 в расчете на 1000 человек.
Миграция. Показатель миграции в большей степени по сравнению с показателями рождаемости и смертности зависит от уровня экономического развития, уровня и качества жизни населения региона. Поэтому прогнозные сценарии миграционных процессов определяются экономическими и политическими перспективами республики на рассматриваемый период.
По первому варианту важными стимулирующими факторами сокращения миграционного оттока из республики будут развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства в республике. В этом случае отрицательное сальдо миграции снизится до 1,3 - 1,5 тыс. человек в год.
По второму варианту, предусматривающему сохранение существующих темпов экономического развития и сложившегося отставания по уровню доходов населения от среднероссийских параметров, в течение всего периода будет наблюдаться отрицательное сальдо миграции на уровне 3-3,5 тыс. человек в год.
Возрастная структура. До 2008 года сохранится тенденция увеличения численности трудоспособного населения - с 572,4 тыс. человек в 2006 году до 576,5 тыс. человек в 2008 году. Начиная с 2009 года прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения.
По расчетам, за 2009-2015 годы ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 31 тыс. человек. При этом в прогнозируемом периоде доля населения трудоспособного возраста уменьшится с 64,9 процента в 2008 году до 59,8 процента в 2015 году.
Численность лиц моложе трудоспособного возраста будет сокращаться вплоть до 2010 года. Доля населения моложе трудоспособного возраста сократится с 20 процентов в 2006 году до 18,6 процента в 2010 году. Затем предполагается рост данной категории, обусловленный мерами социальной поддержки семей с детьми.
Продолжится процесс старения населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста будет устойчиво расти в течение всего периода и увеличится с 15,8 процента в 2006 году до 19,4 процента в 2015 году.
Вследствие прогнозируемых изменений демографической ситуации иждивенческая нагрузка на трудоспособное население возрастет с 557 до 672 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного населения.
Прогноз структуры населения Кабардино-Балкарской Республики по основным демографическим группам на 2007-2015 годы приведен в приложении N 2.