В настоящее время и в ближайшей перспективе основными проблемами развития дорожно-транспортного комплекса остаются:
- существенный износ (60-70%) и выбытие основных фондов;
- значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок;
- убыточность пассажирского транспорта, которая объясняется большой долей перевозки льготных категорий пассажиров (50%);
- изменение источников формирования территориального дорожного фонда и снижение ставки (а с 2003 года отмена) налога на пользователей автомобильных дорог, что вызвало сокращение финансирования дорожно-строительных работ.
Одним из факторов, сдерживающих развитие отрасли и влияющих на ее финансовый результат, является отсутствие на федеральном уровне механизма компенсации выпадающих доходов при перевозке льготных категорий пассажиров транспортном частного сектора - по округу пользуются льготами около 45 - 50% всех перевозимых пассажиров.
К основным проблемам и ограничения в развитии связи относятся:
- высокая степень монополизации в округе проводной городской, сельской и междугородной связи;
- недостаточно развитая сеть линий ВОЛС и цифровых радио - релейных линий,
- из 66 населенного пункта округа более 15 не имеют собственных сетей телефонной связи и АТС;
- в округе нет единой корпоративной сети передачи данных органов территориального управления.
2.4. Проблемы развития агропромышленного комплекса
Несмотря на положительный сдвиг, достигнутый в 2001-2006 годы, и высокий потенциал объемного роста, сельхозпроизводство остается одной из проблемных отраслей экономики округа.
Так, к объективным проблемам отрасли относятся:
- высокая зависимость производства, особенно в выращивании и заготовке зерна и кормов, от тяжелых погодно-климатических условий региона;
- растущий диспаритет между ценами на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве;
- опережающий рост цен на электроэнергию и горюче-смазочные материалы;
- высокий износ (70%) автотранспортного парка, сельскохозяйственных машин и орудий;
- удаленность от промышленных центров и развитых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции;
- ограниченность емкости местных продовольственных рынков;
- слабая реализационная политика.
Действие этих факторов приводит к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона, неустойчивости объемов производства и его экономической эффективности, ослаблению позиций округа на межрегиональных рынках, росту задолженностей сельхозпредприятий и отказу банков от их кредитования. Хозяйства испытывают хронический недостаток средств для капиталовложений в производство и техническую инфраструктуру (автопарк, сельхозмашины, производственные помещения и прочее).
Недостаточный уровень рентабельности сельхозпредприятий вынуждает их ограничивать собственные социальные программы, как ремонт и строительство жилья, поддержка и привлечение молодых специалистов и кадров массовых профессий (механизаторов, чабанов и т.д.). Низкий уровень заработной платы (1186 руб. в месяц) соответственно снижает трудовую мотивацию, из села продолжается отток молодежи и другого трудоспособного населения.
Однако наряду с этим, в сельском хозяйстве округа сохраняется и ряд субъективных проблем и недостатков, решение которых зависит от самих товаропроизводителей.
К их числу следует отнести:
- высокий уровень себестоимости продукции и низкую собственную рентабельность сельхозпредприятий, что во многом связано с недостаточной эффективностью действий самих предприятий;
- высокую, в сравнении с другими регионами, долю бюджетного финансирования (поддержки) сельхозпредприятий, что приводит к большим рискам, связанным со стабильностью регионального бюджета;
- недостаточное соответствие внутрихозяйственных отношений в сельхозпредприятиях рыночным требованиям (слабая мотивация труда в целом, преимущественное стимулирование не качественных, а объемных показателей труда и прочее);