Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

1.15. Развитие кредитно-финансовой деятельности


Основная цель кредитно-финансовой политики - формирование в округе эффективной, ресурсоемкой и многофункциональной кредитно-финансовой системы, основанной на консолидации средств из всех региональных источников и ориентированной на создание наиболее благоприятных условий для развития первоочередных приоритетов в экономике.

Участниками данной системы, а также собственниками и операторами привлекаемых средств выступают Фонды ПМП, лизинговая компания, банковские учреждения, кредитные кооперативы и население, предприятия и организации, предпринимательские структуры, страховые организации, окружной и муниципальные бюджеты

Банковская сфера


На начало 2007 года банковская сфера округа представлена двумя отделениями (Агинское, Дульдургинское) Байкальского банка Сбербанка России, Агинским филиалом АКБ "БИН", двумя дополнительными офисами (Агинское, Могойтуй) Читинского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк".

Целью развития банковской системы округа в средне- и долгосрочном периоде является формирование устойчивого, пользующегося доверием со стороны инвесторов, клиентов и вкладчиков (в первую очередь населения) регионального банковского сектора, эффективно выполняющего функции финансового посредничества, способствующего развитию экономики округа посредством привлечения централизованных банковских ресурсов и аккумулирования региональных денежных средств и их трансформации в кредиты и инвестиции.

Приоритетными направлениями развития данного сектора и основными задачами региона в предстоящий период будут:

- формирование в бюджетах округа и фондах поддержки малого предпринимательства увеличенных статей по банковским поручительствам и гарантиям за предприятия и организации, реализующие приоритетные для региона проекты;

- субсидирование из окружного бюджета процентной ставки по привлекаемым предприятиями банковским кредитам. В том числе по кредитам, получаемым в рамках национального проекта "Развитие АПК";

- субсидирование фондами поддержки малого предпринимательства процентных ставок по банковским кредитам, получаемым предпринимательскими структурами;

- освоение банковскими учреждениями округа системы международных платежей;

- развитие конкуренции в банковском секторе. Привлечение в округ новых банковских структур, в том числе иностранных;

- предоставление налоговых льгот и других мер государственной поддержки банкам, предоставляющим инвестиционные кредиты предприятиям и организациям округа.

Фонды поддержки малого предпринимательства


В прошедший 5-летний период преобладающую часть кредитов, полученных предприятиями и предпринимательскими структурами региона, предоставил окружной Фонд поддержки малого предпринимательства (380 млн.рублей или 58%). Быстрыми темпами развили свою кредитную деятельность и позднее созданные муниципальные Фонды ПМП, которые в совокупности выдали займов на сумму 110 млн.рублей. Крупным кредитным капиталом обладают и муниципальные образования округа (65,4 млн.рублей), которые в 2001-2006 годах выдали целевых кредитов владельцам ЛПХ и сельскому малому предпринимательству в сумме 69 млн.рублей.

Всего в настоящих специализированных структурах по поддержке малого предпринимательства аккумулировано 658 млн.рублей собственных кредитных ресурсов округа, которые находятся в активном обращении. В частности, в период 2002-2006 годы кредитами этих учреждений воспользовалось свыше 1200 предприятий и ПБОЮЛ, что составляет 65% от всей их численности. По данному показателю округ значительно превосходит большинство российских регионов.

В то же время следует отметить, что, во-первых, такое положение не способствует развитию в округе системы банковского кредитования экономики и предпринимательства, во-вторых, оно сдерживает совершенствование системы учета и отчетности, повышение финансовых и других показателей работы предприятий и ПБЮЛ, которые требуются для получения банковского кредита. Более того, легкость получения займа в фондах поддержки малого предпринимательства расслабляет предпринимателей и, в конечном счете, ухудшает их основное качество - конкурентоспособность (особенно в сравнении с соседними регионами).

С другой стороны фонды поддержки малого предпринимательства округа явно недостаточно используют такие меры поддержки предпринимателей, как субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, предоставление беспроцентных кредитов начинающему малому бизнесу, поддержка лизинговой деятельности, развитие инфраструктуры обеспечения малого предпринимательства, проведение обучающих семинаров и т.д.

Кредитная кооперация


Направление в 2001-2006 годы крупных целевых ресурсов окружного бюджета, предназначенных для предоставления льготных займов владельцам ЛПХ и сельскому малому предпринимательству, через муниципальную кредитную систему задержало развитие сельскохозяйственной и потребительской кредитной кооперации.

Между тем, данная система обладает рядом принципиальных и перспективных преимуществ перед муниципальной.

В частности, кредитная кооперация менее зависима от состояния бюджетов и в большей степени развивается через привлечение частных взносов и банковских кредитов (в период после становления), здесь лучше достигается целевое предназначение кредитов и их возвратность. Наконец, значительные федеральные ресурсы, выделяемые на развитие ЛПХ и КФХ в рамках национального проекта "Развитие АПК", могут быть получены только через кредитные кооперативы.

Кредитная кооперация в округе имеет хорошо подготовленную и обширную учредительную и клиентурную основу в лице более чем 19 тыс.владельцев ЛПХ, располагающих собственной производственной базой и 236 фермерских хозяйств.

Лизинговая деятельность


Развитие практически всех отраслей экономики округа и хозяйственной инфраструктуры обусловили резкий рост востребованности лизинга техники и оборудования. На начало 2007 года неудовлетворенный спрос (заявки) на обновление и приобретение основных средств производства, с использованием лизинговых механизмов на долгосрочной основе составляет 99 млн.рублей.