Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

Таблица 15

ОБЪЕМЫ
государственной (региональной) поддержки сельхозпредприятий округа


2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Дотация на животноводство

13600

14655

25651

33977

Поручительство по кредиту

15828

-

-

-

Дотация на маточное поголовье овец

-

-

-

11205

Региональный лизинговый фонд

3000

10000

11690

438

Поддержка семеноводства

4500

6000

6000

6000

Племподдержка

2000

2500

3890

1445

Подъем и обработка паров

6000

10750

9400

10600

Повышение плодородия почвы

-

500

999

1400

Кредитование сезонных затрат

-

18026

45885

39354

Ремонт сельхозтехники

-

1850

4600

3000

Поддержка работников АПК

260

280

300

400

Дотация на продовольственное зерно

2100

2400

-

-

Финансовые мероприятия по ликвидации стихийных бедствий

-

15752

16510

Компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений

-

-

-

150

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации

-

-

-

200

Итого

47528

83083

125275

108469


Проблемы отрасли. Несмотря на положительный сдвиг, достигнутый в 2001-005 годы, и высокий потенциал объемного роста, сельхозпроизводство остается одной из проблемных отраслей экономики округа.

Так, к объективным проблемам отрасли относятся:

1) высокая зависимость производства, особенно в выращивании и заготовке зерна и кормов, от тяжелых погодно-климатических условий региона;

2) растущий диспаритет между ценами на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве;

3) опережающий рост цен на электроэнергию и горюче-смазочные материалы;

4) высокий износ (70%) автотранспортного парка, сельскохозяйственных машин и орудий;

5) удаленность от промышленных центров и развитых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции;

6) ограниченность емкости местных продовольственных рынков;

7) слабая реализационная политика.

Действие этих факторов приводит к повышению себестоимости и снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона, неустойчивости объемов производства и его экономической эффективности, ослаблению позиций округа на межрегиональных рынках, росту задолженностей СХП и отказу банков от их кредитования. Хозяйства испытывают хронический недостаток средств для капиталовложений в производство и техническую инфраструктуру (автопарк, сельхозмашины, производственные помещения и прочее). Недостаточный уровень рентабельности СХП вынуждает их ограничивать собственные социальные программы, как ремонт и строительство жилья, поддержка и привлечение молодых специалистов и кадров массовых профессий (механизаторов, чабанов и т.д.). Низкий уровень заработной платы (1111 руб. в месяц) соответственно снижает трудовую мотивацию, из села продолжается отток молодежи и другого трудоспособного населения.

Однако наряду с этим, в сельском хозяйстве округа сохраняется и ряд субъективных проблем и недостатков, решение которых зависит от самих товаропроизводителей. К их числу следует отнести:

1) высокий уровень себестоимости продукции и низкую собственную рентабельность СХП, что во многом связано с недостаточной эффективностью действий самих предприятий;

2) высокую, в сравнении с другими регионами, долю бюджетного финансирования (поддержки) сельхозпредприятий, что приводит к большим рискам, связанным со стабильностью регионального бюджета;

3) недостаточное соответствие внутрихозяйственных отношений в СХП рыночным требованиям (слабая мотивация труда в целом, преимущественное стимулирование не качественных, а объемных показателей труда и прочее);

4) неэффективное использование имеющихся резервов (в виде малоиспользуемых в хозяйстве площадей сельскохозяйственных угодий, животноводческих стоянок, пашен, автопарка, ремонтной базы и т.д.);

5) низкий уровень развития системной и взаимовыгодной производственной кооперации между СХП, ЛПХ и КФХ.

Это приводит к высокой зависимости экономического механизма предприятий от бюджетного финансирования, низкой отдаче от труда специалистов и других категорий работников, недостаточности рыночной ориентации их работы и, в целом, к снижению экономических и конкурентных качеств производства, размещенного в коллективных хозяйствах, дальнейшему падению и без того низкой инвестиционной привлекательности отрасли.

Ограничения. В сельском хозяйстве округа они преимущественно связаны с действием внешних (объективных) ограничивающих факторов и сводятся к следующему:

1) фактические размеры инфляции в стране на деле превышают темпы роста реальных доходов населения и это не развивает, а ограничивает уровень потребления. Продолжает расти доля некачественного, но дешевого импортного продовольствия в потреблении граждан. Отечественная сельскохозяйственная продукция, в т.ч. выращенная в округе, в условиях засилья импортного продовольственного демпинга утрачивает свои позиции на региональных рынках;

2) инфляция ежегодно полностью "съедает" прибыль СХП, более того, она оставляет их и без оборотных ресурсов;

3) темпы роста цен на промышленную продукцию, используемую в аграрной экономике, превышают темпы роста цен на сельхозпродукцию. Это обусловливает ежегодное снижение собственной рентабельности СХП и требует все более возрастающих размеров дотирования сельхозпроизводства из региональных бюджетов;

4) деформированная структура распределения прибыли между СХП, предприятиями переработки и сферой торговли не способствует привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство;

5) в стране не развивается специализированная система банковского кредитования сельхозпроизводства, способная выдавать предприятиям дешевые средне- и долгосрочные кредиты. Изношенность технического парка и неразвитость рынка земли ограничивают возможности СХП в предоставлении ликвидных залогов;

6) в России отсутствует национальная концепция развития сельского хозяйства и нет четких, научно выверенных рекомендаций и моделей по ведению сельхозпроизводства, позволяющих в короткие сроки улучшить и поддерживать на приемлемом уровне финансово-экономическое состояние всей массы отечественных товаропроизводителей.