Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

2.9.2.Состояние и тенденции в развитии


В настоящее время малое предпринимательство округа представлено 111 малыми предприятиями и 1556 предпринимателями без образования юридического лица (ПБО-ЮЛ), которые осуществляют свою деятельность практически во всех сферах производства, торговле и сфере услуг.Малый бизнес производит 15% валового регионального продукта, около половины промышленной и сельхозпродукции, 80% платных (рыночных) услуг, осуществляет 100% внешнеэкономической деятельности и 76,8% торговли, обеспечивает занятость около 8 тыс.человек, или 22% всего экономически активного населения региона. В силу своих особенностей малое предпринимательство проявило свою "живучесть" и способность в том или ином виде присутствовать и развиваться в любой сфере хозяйственной деятельности. Его рост в округе происходит в полном соответствии с закономерностями "от простого к сложному" и "от малого к большому". Оно, по сути, самостоятельно, но четко адекватно реагирует на меры господдержки, поэтому дальнейшие процессы в развитии в регионе малого бизнеса вполне прогнозируемы.

Так, начавшись в первой половине 1990-х годов, когда в округе не было ни специализированной инфраструктуры и ни средств для финансовой поддержки, малое предпринимательство довольно продолжительное время и без особого расширения функционировало преимущественно в розничной торговле и общественном питании.

Создание окружного Фонда поддержки малого предпринимательства округа, наполнение его значительными объемами государственных средств и осуществление интенсивной программы льготного государственного кредитования стало решающим фактором бурного расширения и качественного роста малого бизнеса, который в короткие сроки распространился в сферах бытовых и других платных услуг, оптовых поставок, внешнеэкономической деятельности и приграничной торговли, начал осваивать производство промышленной продукции, услуг в сфере связи и прочей технической инфраструктуры. На существенное увеличение Фондом поддержки малого предпринимательства округа в 2001-2005 годах объемов инвестиционного кредитования и расширение им форм финансовой помощи, создание лизинговой компании и муниципальных ФПМП малый бизнес ответил значительным увеличением своих вложений в создание достаточно крупных (в местном измерении) промышленных и других предприятий и производств ("Могойтуйская продовольственная компания", "Агинская торгово-промышленная компания", "Агроэликс", "Керамика", "Престиж", "ДОК-75" и др.). Развитие капитального строительства и в целом экономики и социальной сферы округа "спровоцировало" малое предпринимательство на капиталовложения и привлечение кредитов в создание достаточно крупных и хорошо оснащенных строительных организаций и стройиндустрии. Значительное качественное развитие и объемный рост получили транспортное направление, переработка древесины, ВЭД, технический сервис и оптовая торговля.

Проблемы и ограничения. Ограничивающие факторы в развитии в округе малого предпринимательства состоят в следующих моментах:

1) узость и недостаточная емкость местных рынков и сложность выхода со своей продукцией и услугами на рынки соседних регионов (конкуренция, отсутствие рекламы, противодействия и т.д.);

2) недостаточность собственных финансовых ресурсов предпринимателей округа;

3) в силу разных, но в целом объективных факторов предпринимательство округа в производственной сфере способно наиболее эффективно вести бизнес только в виде действительно малых предприятий и производств (до 60-100 работников), с применением на них недорогих и несложных технологий;

4) сложные общеэкономические условия региона, объективно ограничивающие виды и состав бизнеса, которые возможно вести на конкурентоспособном уровне;

5) рост конкурентного давления на местных рынках на стороны поставщиков импортной продукции и продукции, производимой в других российских регионах;

6) неготовность или нежелание местных предпринимателей к объединение действий и капитала между собой. Это не позволяет им создавать крупные, современные и более эффективные объекты производственного и другого бизнеса, способные противостоять растущей конкуренции;

7) недостаточный, относительно конкурентов из соседних субъектов Российской Федерации, уровень менеджмента в предпринимательстве округа;

8) "вялость" и пассивность местного частного бизнеса в освоении им дополнительных, особенно хозяйственных, видов деятельности на территории округа (этим он отдает собственные "ниши" либо входящим в округ из вне предпринимательским структурам, либо отдают свой рынок завозным товарам);

9) высокая зависимость (привыкание) малого предпринимательства от льготной государственной поддержки, их неготовность и нежелание активно работать с банковскими кредитами. Это снижает конкурентоспособность предпринимателей округа;

10) пассивность предпринимателей округа в интеграции, в том числе финансовой, с предпринимательскими структурами соседних регионов и иностранными предпринимателями.

Потенциал развития. Дальнейшее развитие и расширение малого предпринимательства в округе связано с освоением им новых или недостаточно используемых возможностей и ресурсов. К числу последних относится:

1) рост благосостояния населения и платежеспособного спроса на рынках округа;

2) развитие промышленности и сельского хозяйства региона и, вместе с этим, рост потребностей экономики в новых видах услуг и товаров, производимых малыми предпринимателями;

3) увеличение кредитных ресурсов, расширение спектра и качества услуг, оказываемых окружным и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, лизинговой компанией, консалтинговыми и другими службами, создание кредитных кооперативов;

4) развитие банковских структур региона, увеличение их кредитных портфелей, расширение ими спектра услуг и упрощение кредитных процедур, удлинение сроков банковских кредитов;

5) развитие в округе рынка страховых, консалтинговых и других услуг малому бизнесу;

6) образование в округе благоприятного инвестиционного климата. Приход в регион внешних и иностранных инвесторов, готовых сотрудничать с местным бизнес-сообществом (в том числе путем создания совместных предприятий);

7) наличие свободных "ниш" на рынках производства и услуг региона;

8) возможность взаимовыгодной межрегиональной интеграции с предпринимательскими структурами соседних субъектов Российской Федерации и освоения их рынков с собственной продукцией и услугами;

9) усиление федеральной политики поддержки малого бизнеса.