Анализ социально-экономического положения региона в последние пять-семь лет (1999-2005 годы) показывает, что округ, как субъект Российской Федерации и отдельный территориально-экономический анклав, в условиях прошедшего периода достаточно убедительно проявил свою дееспособность и потенциал самостоятельного развития во всех сферах хозяйственной деятельности. Вместе с тем, базовые условия функционирования региональных экономик России в предстоящий средне- и долгосрочный период будут значительно отличаться от условий прошлых лет.
Так, вступление России (до конца 2006 года) в ВТО означает:
1) резкое (в течение нескольких лет) снижение импортных тарифов и снятие объемных ограничений на ввоз большинства мировых товаров в обмен на создание благоприятных условий для вывоза в другие страны продукции российской военной промышленности, химической продукции, металла, нефти и газа. Ожидается, что в наибольшей степени от этого пострадают отечественные легкая промышленность, автомобильная промышленность, самолетостроение, сельское хозяйство, пищевая промышленность и ряд других отраслей, которые в условиях тотального усиления конкурентного давления со стороны импортных товаров могут резко снизить свою рентабельность, сократить производство, и терять традиционные рынки сбыта внутри страны;
2) согласно Устава ВТО, Россия будет вынуждена пересмотреть свое законодательство, регулирующее государственную поддержку отраслей экономики. В частности, будет уменьшать объем бюджетных дотаций и др.помощи экономике, оказываемой из федерального и других бюджетов.
В то же время возможно существенное улучшение условий на рынках кредита для производственных проектов и нужд, страховых услуг и инвестиций (особенно иностранных). Изменяется и политика федерального центра по отношению к экономическому и социальному развитию регионов в средне- и долгосрочной перспективе. Так, в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации и среднесрочной программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы четко прописаны следующие положения:
1) традиционная система выравнивания уровня экономического развития субъектов Российской Федерации, которая осуществлялась путем целевого "(финансирования программ регионального развития из федерального бюджета, признана малоэффективной и нецелесообразной;
2) в, качестве основного приоритета федеральной политики регионального развития принята и будет реализовываться концепция первоочередной федеральной поддержки и опережающего развития узкого круга "регионов-локомотивов", отличных от других субъектов наличием на их территориях крупных энергетических, производственных, научных и других ресурсов и потенциалом для разворачивания в ближайшей перспективе крупнейших проектов федерального значения. Предполагается, что именно в этих регионах преимущественно будут размещаться особые экономические зоны, именно сюда в приоритетном порядке будут направляться большая часть федеральных инвестиций и инвестиций крупнейших частных компаний России и зарубежных фирм;
3) регионы, не вошедшие в число "локомотивных территорий", будут конкурировать между собой за привлечение федеральных ресурсов, которые в значительной части будут выделяться в качестве грантов или в рамках проводимых конкурсов. Кроме того, Минрегион Российской Федерации предполагает, что по мере развития "регионы - локомотивы" будут привлекать к исполнению заказов своих предприятий экономики соседних субъектов Российской Федерации;
4) федеральной программой предусматривается поощрительная поддержка регионов, активно осуществляющих экономические реформы по более полному использованию местных ресурсов, возможна приоритетная поддержка проектов, имеющих межрегиональное значение и осуществляемых с участием двух или нескольких субъектов Российской Федерации.
Федеральный центр продолжает и политику укрупнения субъектов Российской Федерации, особенно присоединения автономных округов к областям и краям. Косвенно этому способствуют и отдельные административные действия центра, как, например, ликвидация в автономных округах ряда самостоятельных территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (управлений и Департаментов регионального уровня) с передачей их функций идентичным структурам, находящимся в областях и краях, внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ставящих автономные округа в зависимость от финансовых органов края или области (прохождение федерального трансферта и налоговых поступлений округа через бюджет области). Эти действия, безусловно, будут снижать инвестиционную привлекательность округа и в определенной степени ухудшать условия деятельности предприятий округа.
Не менее сильное влияние на экономическую ситуацию в округе будут оказывать внешние рыночные факторы, не зависящие от действий органов управления и хозяйствующих субъектов региона. Прежде всего, к ним относятся: состояние цен на рынках сырья и комплектующих, необходимых для производств и обслуживающих организаций округа; стоимость и срочность кредитов; стоимость страхования; состояние цен на товары, однотипные с товарами, выпускаемыми в округе; состояние традиционных рынков сбыта продукции округа.
Анализ их поведения, позволяет прогнозировать следующее.
Исходя из политики, заложенной в среднесрочной Программе социально-экономического развития Российской Федерации в 2006-2008 годы, можно прогнозировать, что рост цен на энергоносители и продукцию базовых отраслей (металлургия, химическая промышленность и др.) будет происходить темпами, близкими к темпам инфляции (в Программе заложено 6-8% в год). Достижение этих темпов будет создавать внутреннюю ситуацию, благоприятствующую умеренному росту цен на промышленную продукцию и услуги. Данная политика в предстоящие 6-8 лет будет превалировать над сугубо рыночными тенденциями, так как Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить "переходный период", в течение которого экономика страны должна реформироваться с целью создания в ней конкурентных качеств.
Вступление России в ВТО неминуемо создаст тенденцию, когда цены на российском рынке будут стремиться к мировым ценам. По логике, заложенной в основу рыночной глобализации, соотношение цен на товарные группы на российском рынке в перспективе приравняется со среднемировым, при общем повышенном ценовом фоне, также близком к среднемировому (по соотношению "цена/качество"). Это означает, что к концу "переходного" периода (примерно к 2012-2014 годы), в дееспособной российской экономике должны остаться только предприятия, способные рентабельно функционировать при мировых ценовых соотношениях. Безусловно, как самостоятельное государство, Россия будет проводить политику активной поддержки особо важных, по стратегическому и социальному значению, отраслей и предприятий, но их доля в общей структуре экономики страны окажется небольшой.
Ведение Россией последовательной политики открытости, на фоне экономического роста, должно привести к активному притоку иностранных инвестиций и созданию множества крупных производственных и других предприятий с совместным и чисто иностранным капиталом, которые, осуществляя интенсивную экспортно-импортную деятельность, уже в ближайшие годы могут влиять на изменение региональных цен в ту или иную сторону. Однако для слаборазвитых в промышленном отношении регионов (в том числе для округа) этот процесс более носит положительный характер, т.к. цены на местное сырье могут существенно возрасти вслед за ростом спроса на них (лес, уголь, известь, кожа, мясо, шерсть и т.д.).
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации в 2006-2008 годы предусмотрено сохранение квотирования импорта мяса, поэтому цены на основную продукцию сельского хозяйства округа в предстоящие несколько лет будут держаться на достигнутом высоком уровне. Более того, существует возможность реального увеличения закупочных и реализационных цен путем целенаправленного освоения крупных и "дорогостоящих" продовольственных рынков страны. Ежегодный и существенный рост доходов населения, который особенно заметен в промышленно развитых регионах России, и развитие экономики страны в целом должны способствовать росту цен на всю качественную и экологически чистую животноводческую продукцию. На фоне снижения инфляции и укрепления государственной финансовой и банковской систем, а также в силу усиления влияния иностранных банков и страховых компаний (или их филиалов и отделений в России), стоимость кредитов (%-я ставка на них) и страховых услуг будут иметь тенденцию снижения до уровня, близкого к мировым (5-7% и 0,01-3% соответственно).
Однако с учетом действий Правительства РФ по защите интересов отечественных банков и страховых компаний, данный процесс будет происходить постепенно, также примерно до 2012-2015 годов. В то же время доля средне- и долгосрочных кредитов в структуре банковских займов существенно возрастет уже в ближайшие годы.
Традиционные рынки сбыта основной продукции округа будут изменяться:
1) по мясу - сократится рынок мяса крестьянского забоя и увеличится объем натуральной мясной продукции, обработанной и упакованной по современным промышленным технологиям;
2) по мясопродукции - возрастет слаборазвитый сегодня рынок мясных полуфабрикатов и готовых изделий быстрого приготовления. Отчетливо разделятся ниши мясопродуктов, приготовленных из натурального мяса, с химическими добавками и из трансгенных продуктов, при этом, первые будут цениться значительно (кратно) дороже последних. Рынок мясных консервов, вероятнее всего, сузится и в большей степени охватит спецпотребителей (армия, УИН и др.);
3) по шкурам сельскохозяйственных животных и овчине - рынок, под действием развития отечественной экономики и торговой интеграции с рынками европейских стран, возрастет и по объемам, и по уровню цен;
4) по молоку и молочной продукции - в связи с объективными изменениями в спросе населения должно произойти уменьшение рынка суррогатной молочной продукции длительного хранения и увеличится ниша качественных и существенно более дорогостоящих продуктов из натурального молока. В близлежащих регионах на повышение цен на молочные продукты (сухое молоко, пакетированное молокопродукты, казеин и др.) может повлиять растущий потребительский рынок Китая;
5) по овечьей шерсти - кризис российского рынка шерсти последних лет связан с несоответствием технологического состояния отечественной перерабатывающей и легкой промышленности требованиям потребительского рынка. Данное состояние может сохраниться в течение ближайших 5-6 лет, поэтому важен выход с шерстью региона на международные рынки (для этого необходимы международные сертификаты на мытую шерсть и достаточно дешевая мойка шерсти, размещенная желательно на территории Забайкалья). В целом анализ рынков сельскохозяйственной продукции, интересующих товаропроизводителей округа, показывает, что близлежащие рынки будут отставать по своему развитию, поэтому необходим выход с несомненно качественной животноводческой продукцией округа на более дальние рынки и завоевание дорогостоящих ниш экологически чистой натуральной продукции;
6) по минерально-сырьевой продукции - в течение ближайших 4-5 лет будет продолжаться рост цен на золото и платиноиды, что связано с глобальными проблемами мировых финансовых рынков (привязка валют и ценных бумаг к золотому обеспечению). Продолжится стабильный спрос на сурьму и вольфрам, рынок тантала остается политизированным и не поддается прогнозам. В связи с ростом строительства вырастет рынок известняков и цемента (в том числе, в связи с ростом потребностей соседних регионов Китая). Возможен рост спроса на плитки и другие изделия из природных строительно-декоративных камней (в том числе, амазонитовых гранитов, лампрофира и др.).