Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

     
3.7.1. Анализ ситуации


К 2006 году в округе удалось сохранить и обеспечить укрепление материально-технической базы сферы физической культуры и спорта. С 1991 года не было допущено сокращения спортивно-оздоровительных учреждений, начиная с 2001 года ежегодно открываются по 1-2 специализированному спортивному залу. В настоящее время сеть спортивно-оздоровительных учреждений округа состоит из 8 домов спорта, 54 спортивных залов, 3 стадионов с трибунами, 147 спортивных площадок, 71 поля, 6 стрелковых тиров и 1 конно-спортивного комплекса. Все спортивно-оздоровительные объекты используются по назначению. Единовременная пропускная способность составляет около 17 тысяч человек - 24% от всего населения округа. Одновременно на спортивно-оздоровительных объектах округа могут заниматься физкультурой и спортом 6533 человека - около 9% населения. На стадии строительства находятся Дома спорта в поселках Агинское, Могойтуй и селах Дульдурга и Кункур. В каждом населенном пункте округа имеется как минимум два спортивных объекта - сельский стадион и спортивный зал школы. В большей части сел кроме этого имеются специализированный спортивный зал. Таким образом, в настоящее время в округе существует сеть спортивно-оздоровительных объектов, охватывающая все поселения субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, основная часть спортивных объектов характеризуется высокой степенью изношенности и морального устаревания оборудования, недостаточной оснащенностью современным спортивным инвентарем, низким уровнем комфортности для занятий физической культурой и спортом.

Система управления сферы физической культуры и спорта состоит из Департамента физической культуры и спорта округа (2 штатные единицы) и трех районных отделов (по 1 штатному работнику). В настоящее время на уровне муниципальных поселений штатные специалисты, ответственные за развитие физической культуры и спорта, отсутствуют.

Календарный план спортивно-массовых мероприятий округа включает более 80 соревнований в год. За последний период (с 2000 по 2004 годы) постепенно увеличивается количество проводимых в регионе спортивных соревнований. Это достигалось за счет сохранения и развития традиционных спортивных соревнований, а также за счет выхода на окружной уровень популярных турниров и состязаний поселенческого или районного уровней. В Календарном плане выдерживаются баланс между различными видами спорта, плотность и системность соревнований, учитывается контингент участников, место проведения, а также вопросы финансирования мероприятий.

В настоящее время в округе функционирует 3 ДЮСШ и 1 СДЮСШОР с общим охватом воспитанников около 4 тысяч человек. Учитывая высокие результаты детско-юношеского спорта округа, а также и то, что в январе 2006 года окружная детско-юношеская спортивная школа была преобразована в специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва по подготовки спортсменов высокого класса, членов сборных команд России по вольной борьбе и стрельбе из лука, возникает необходимость в обеспечении непрерывного процесса подготовки юных спортсменов высокого класса. Это возможно при создании окружного спортивного центра с интернатом для одаренных спортсменов при СДЮСШОР и строительстве окружного спортивно-оздоровительного лагеря. Также на сегодня одной из проблем развития детско-юношеского спорта является отсутствие узкоспециализированных спортивных школ. ДЮСШ, охватывающая большое количество видов спорта, в настоящее время является малоэффективной. Узкоспециализированная ДЮСШ способна обеспечить высокую подготовку воспитанников.

Большое внимание уделяется вопросам кадровой подготовки сферы физической культуры и спорта. Ежегодно тренеры и учителя физической культуры проходят курсы повышения квалификации на базе окружного института усовершенствования учителей. Кроме этого регулярно проводятся тематические семинары и тренировочные сборы, программы которых включают вопросы совершенствования тренерского мастерства, ознакомления и отработки различных нововведений и изменений правил судейства в различных видах спорта. На сегодня необходима дальнейшая поддержка специалистов высокого класса, привлечение в регион перспективных тренеров.

В целом по округу, действует 124 коллектива физкультуры и спортивных клуба, в которых на постоянной основе занимаются более 15 тысяч человек. Активно работают общественные окружные федерации по видам спорта. В округе нет частных спортивных клубов, специализированных залов. Услуги сферы физической культуры и спорта предпринимателями не предоставляются. Сфера физической культуры и спорта традиционно остается в округе государственной или муниципальной. В настоящее время в округе существует сеть спортивно-оздоровительных объектов, в целом, не отвечающая современным требованиям к занятиям физкультурой и спортом; существует сеть ДЮСШ, создан кадровый потенциал, который необходимо всесторонне поддерживать и развивать в дальнейшем; сформированы конструктивные связи со спортивной общественностью.

Проблемы и ограничения. Основными проблемами и ограничениями в дальнейшем развитии сферы физической культуры и спорта в округе являются:

1) несовершенство механизмов и объемов финансирования физической культуры и спорта на муниципальном уровне, в том числе отсутствие штатных единиц инструкторов - методистов физической культуры и спорта в муниципальных поселениях;

2) старение материально-технической базы сферы физической культуры и спорта, возрастание изношенности спортивного оборудования и инвентаря;

3) высокая финансовая затратность поддержки высококвалифицированных специалистов, выдающихся спортсменов округа;

4) неразработанность механизмов предоставления государственных услуг в сфере физической культуры и спорта;

5) слабо развитый частный сектор рынка услуг занятий массовой физической культурой в округе.

Потенциал развития. Собственный (внутренний) потенциал развития физической культуры и спорта заключается:

1) в продолжении реализации активной политики поддержки физической культуры и спорта органами государственной власти и местного самоуправления в округе;

2) в расширении использования межведомственной координации в социально-экономической сфере по развитию физической культуры и спорта;

3) в наличии системы повышения квалификации кадров тренеров и преподавателей физкультуры для ДЮСШ и общеобразовательных школ;

4) в повышении эффективности деятельности окружных федераций по отдельным видам спорта;

5) в системе поддержки и приумножении традиций в сфере физической культуры и спорта;

6) в набирающей силе массовости физической культуры и спорта в округе.

Кроме этого необходимо учитывать:

1) активизацию проведения государственной политики в сфере ФК и спорта, признание данной сферы приоритетной для России;

2) интерес российских специалистов к системе физической культуры и спорта в округе;

3) включение в ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" на условиях софинансирования строительства целого ряда современных спортивных объектов в округе. Таким образом, необходимо отметить, что в округе имеется необходимый потенциал для обеспечения дальнейшего развития физической культуры и спорта.