Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

3.5.1. Анализ ситуации


Устойчивая тенденция положительных изменений в динамике промышленного и сельскохозяйственного производства обусловила некоторое улучшение ситуации па рынке труда округа за последние годы: численность занятого населения в экономике округа в 2005 году составила 31,9 тыс.человек и увеличилась по сравнению с 2001 годом более чем на 3,4 тыс.человек. Уровень безработицы к экономически активному населению снизился с 20,6% в 2001 году до 10.4% в 2005 году при незначительном сокращении численности экономически активного населения с 35.9 тыс.человек до 35.6 тыс.человек.

Однако анализ ситуации на рынке труда показывает, что несмотря на достигнутую стабилизацию экономической ситуации, объективно трудные природно-климатические, ценовые и прочие условия региона не позволяют кардинально и в короткие сроки решить проблему высокой безработицы. Институционально-экономический кризис, постигший в целом Российскую Федерацию в переходный к рынку период, который и ставший причиной критического спада в аграрном секторе округа, привел к резкому сокращению количества рабочих мест и повышению уровня безработицы среди трудоспособных граждан сельских жителей. Поэтому среди основных проблем рынка труда и занятости округа на первый план выходит проблема высокой безработицы сельского населения, где проживает 46,7 тыс.человек, что составляет 64 процента всего населения.

Анализ демографической ситуации и занятости на селе выявил следующие негативные тенденции:

1) сохраняются высокие показатели фактической безработицы на селе 17,3 процентов (в среднем среди сел округа);

2) снижается трудоресурсный потенциал села, происходит потеря квалифицированных кадров;

3) численность сельского населения в период с 1995 по 2005 годы снизилась на 12,6 процентов;

4) наблюдается снижение рождаемости и увеличение смертности сельского населения, в том числе сохраняется высокий уровень смертности основной части экономически активного населения;

5) установился активный миграционный отток населения, в том числе "скрытая" миграция людей трудоспособного возраста.

Между тем, наличие фактора незанятости значительной части населения оказывает существенное воздействие на рост социальной напряженности, снижение материального положения людей, отток жителей из сельской местности и, в целом, на снижение количества и качества трудоресурсного потенциала округа в агроэкономике. Таким образом, в сфере занятости и на рынке труда округа в целом сохраняются негативные тенденции, ослабление которых должно стать первоочередным приоритетом в работе всех уровней и ветвей государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления округа.

Проблемы и ограничения:

1) несоответствие федерального законодательства в сфере личных подсобных хозяйств и занятости населения реальным условиям развития ЛПХ округа, где независимо от дохода сельские жители не могут обеспечить себе занятость;

2) проблема обучения кадров востребованным профессиям;

3) отсутствие резерва кадров среднего звена (механизаторы, агрономы, зоотехники) в сельхозпредприятиях округа;

4) прогнозируемая высокая безработица в районных центрах, объяснимая миграцией сельского населения;

5) задолженность по заработной плате в сельскохозяйственных предприятиях;

6) отсутствие трудовых договоров с работниками в сфере малого бизнеса;

7) массовые нарушения порядка дисциплинарных взысканий;

8) отсутствие тарифного законодательства, регулирующего минимальные гарантированные размеры оплаты труда работающих в различных отраслях экономики и порядка их принятия;

9) скрытая безработица;

10) отсутствие объединений профсоюзов;

11) несоответствие минимального размера оплаты труда величине прожиточного минимума;

Потенциал развития:

1) наличие апробированной и эффективной системы развития товарного производства в личных подсобных хозяйствах, где в рамках окружной целевой Программы "Социально-экономическая поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы" планируется массовое создание рабочих мест;

2) наличие в округе развитой системы государственной поддержки развития малого предпринимательства;

3) социально-экономический рост в экономике округа;

4) реализация окружной целевой Программы "Социально-экономического поддержка сельских жителей Агинского Бурятского автономного округа на 2005-2008 годы";

5) возрождение системы профессиональной переориентации, системы профессиональной переподготовки;

6) сформировавшийся институт общественных работ;