Одним из элементов производственной инфраструктуры, играющим ключевую роль в формировании издержек в экономике и обеспечении социальной стабильности, является транспортный комплекс.Транспортные услуги оказывают 4 предприятия и система частного извоза. Отрицательная тенденция, характеризовавшая динамику таких основных показателей транспорта, как перевозки грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборот, сохранялась до 2000 года. Подъем промышленного и сельскохозяйственного производства непосредственным образом отразился на улучшении ситуации на транспорте. Так, за 2000-2005 годы грузооборот и перевозки грузов, в целом, по округа возросли на 138% к уровню 1997 года. В последние годы значительные объемы работ осуществлены при строительстве и реконструкции автодорог.
В последние годы прослеживается тенденция увеличения материалоемкости отрасли, вызванная повышением стоимости сырья, материалов, подвижного состава, тарифов на услуги естественных монополий при относительном сокращении расходов на оплату труда и доходности отрасли. Данный фактор непосредственно влияет на развитие отрасли, так как находит отражение на увеличении тарифов на транспортные услуги и, следовательно, на сокращении объемов грузо- и пассажироперевозок.
Частичное решение проблемы обновления пассажирского подвижного состава в последние годы было найдено путем приобретения автобусов импортного производства, бывших в употреблении, что позволило значительно повысить качество, объемы перевозок, расширить маршрутную сеть. Однако это временное решение проблемы, и в ближайшие годы потребуются значительные инвестиционные вложения в обновление парка транспортных средств.
Вышеназванные особенности функционирования транспортного комплекса нашли свое негативное отражение на финансовых результатах отрасли. Одним из факторов, сдерживающих развитие отрасли и влияющих на ее финансовый результат, является отсутствие на федеральном уровне механизма компенсации выпадающих доходов при перевозке льготных категорий пассажиров транспортном частного сектора - по округу пользуются льготами около 45 - 50% всех перевозимых пассажиров.
Проблемы и ограничения. В настоящее время и в ближайшей перспективе основными проблемами развития дорожно-транспортного комплекса остаются:
1) существенный износ (60-70%) и выбытие основных фондов;
2) значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок;
3) убыточность пассажирского транспорта, которая объясняется большой долей перевозки льготных категорий пассажиров (50%);
4) изменение источников формирования территориального дорожного фонда и снижение ставки (а с 2003 года отмена) налога на пользователей автомобильных дорог, что вызвало сокращение финансирования дорожностроительных работ.
Потенциал развития. Транспортная система округа представлена: железнодорожным и автомобильным транспортом.
Железнодорожный транспорт. Эксплуатационная длина железнодорожных путей Читинского отделения дороги по территории округа составляет 70 км. Особенностью железнодорожной сети округа является преобладание магистралей федерального значения, предназначенных для осуществления межрегиональных и транзитных перевозок в составе широтных и меридиональных маршрутов. Железнодорожная линия пересекает округ с северо-запада на юго-восток. Идет ее электрификация.
Автомобильный транспорт. Автомобильный парк округа насчитывает более 32 тыс.автомобилей. Автобусами предприятий транспорта, а также индивидуальными предпринимателями перевозится более 600 тыс.пассажиров в год. На долю государственных и муниципальных транспортных предприятий приходится около 50% перевезенных пассажиров. Автобусная маршрутная сеть составляет более 28 регулярных маршрутов, в т.ч. 3 - междугородных.
Дорожное хозяйство. Территорию округа пересекают две федеральные транспортные магистрали, связывающие западные и восточные регионы Российской Федерации, обеспечивающие выход на КНР, Монголию и межрегиональные дороги. Сеть автомобильных дорог на территории Агинского округа составляет 968 км дорог общего пользования. Дороги с твердым покрытием, протяженностью 910 км, ведут к 3-м районным центрам, а центральные усадьбы хозяйств имеют надежную связь с районными и окружным центрами.
Потенциал развития дорожно-транспортного комплекса округа тесно связан с его географическим положением. Округ находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим районам. Развитая транспортная инфраструктура обеспечивает прохождение потоков в соседние регионы Российской Федерации, страны Востока. Через округ проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, с Китаем, железная дорога, связанная с Транссибирской магистралью. Округ имеет достаточно хорошие возможности при реализации программы формирования и планомерного развития российских транспортных коридоров, интегрированных в единую евроазиатскую транспортную сеть, использующей преимущества пространственного положения, развитие коммуникации страны на направлениях запад-восток и север-юг, включая Транссиб.