Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

Таблица 18

ОБЪЕМ
и динамика инвестиций во все сферы хозяйства округа в 2001-2005 годы


2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Инвестиции в основной капитал всего (в фактически действовавших ценах), млн.рублей

189,5

314,2

647,0

1208,4

1532,2

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

210,0

145,6

150,8

145,8

113,9


Рост собственных доходов окружного бюджета позволил, прежде всего, резко увеличить государственные инвестиции в социальную сферу (образование, здравоохранение, культура, спорт, социальная защита). Так, их объем за эти годы составил 998,0 млн.рублей, что в 13,6 раз больше (в сопоставимых ценах), чем в предыдущее пятилетие (в 1996-2000 годы было 73,3 млн.рублей). От 3 до 20 раз увеличились объемы инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное строительство, материальное производство и хозяйственную инфраструктуру (связь, энергетика, транспорт). По источникам средств, инвестиции из федерального бюджета увеличились, по сравнению с 2001 годом, в 1,8 раз, и достигли 159,8 млн.рублей, окружные государственные инвестиции также увеличились в 8,5 раза и составили 595,5 млн.рублей, частные капиталовложения извне округа выросли в 20 раз и в 2001-2005 годы их сумма составила, по оценочным данным, 700 млн.рублей. В 5 раз выросли инвестиции из собственных ресурсов предприятий и предпринимательских структур, в 17 раз увеличились инвестиционные кредиты и вложения, осуществленные фондами ПМП.

На территории округа реализуется ряд окружных и федеральных целевых программ, в рамках которых отлажена система привлечения федеральных инвестиций, в том числе на условиях софинансирования из окружного бюджета. В округе сформирована современная и достаточно полная нормативно-правовая (законодательная) база, регулирующая и поддерживающая инвестиционную деятельность, создана и эффективно функционирует инфраструктура обеспечения инвестиционных отношений (ФПМП, лизинговая компания, банковские учреждения, страховые и консалтинговые организации).

В условиях нарастающей конкуренции степень текущей активности инвестиционной деятельности в регионе определяет не только долгосрочные, но и уже ближайшие перспективы его экономики - от целенаправленного развития до постепенного упадка. С другой стороны, эффективность вложений зависит от правильного выбора (отбора) инвестиционных проектов, обладающих в условиях данного региона гарантированной и долгосрочной конкурентоспособностью.

Исходя из вышеизложенного, стратегическими целями в инвестиционной и связанной с ней структурной политике округа будут следующие:

1) увеличение объемов инвестиций, привлекаемых из-за пределов округа;

2) накопление и эффективное использование инвестиционных ресурсов окружного и муниципальных бюджетов;

3) совершенствование структуры инвестиций за счет увеличения негосударственных капиталовложений;

4) достижение высокого уровня самоинвестирования предприятий и предпринимательских структур;

5) на основе избирательного инвестирования - совершенствование структуры и инфраструктуры экономики региона.

Проблемы и ограничения. В сфере инвестиционной деятельности и структуре экономики округа действует ряд ограничений и проблем, серьезно тормозящих активное развитие территории. Прежде всего, это:

1) объективно тяжелые для ведения производственной деятельности общеэкономические условия, ставящие предприятия округа в худшие конкурентные условия. Это резко снижает их инвестиционную привлекательность;

2) недостаточная рентабельность предприятий, не позволяющая им осуществлять серьезные накопления и самоинвестирование производства;

3) малая, на сегодняшний день, инвестиционная емкость экономики округа, ограничивающая приток крупных инвестиций из-вне (недостаточность эффективных бизнес-проектов, месторождений с утвержденными запасами минерального сырья и т.д.);

4) ограниченность местных рынков, затрудняющая сбыт произведенной в округе продукции и услуг;

5) недостаточность и слабая подготовленность трудовых ресурсов, особенно требуемых промышленностью категорий.

Действие этих и других ограничителей обусловливают недостаточную инвестиционную активность в регионе, вследствие которой экономика региона не может получить необходимые для поступательного развития объемы капиталовложений. Органы управления округа, несмотря на сформированные или благоприятные условия государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, ограничены и возможностях привлечения в регион сильных инвестиционных структур.Так, округ пока не представляет особого интереса для крупных инвесторов, так как перспективные месторождения (Уронайское, Боржигантайское, Хойто-Агинское и др.) обеспечены только прогнозными запасами, а вложения в разведку несут в себе большие риски. Значительные риски и низкая рентабельность проектов сдерживает активность и инвесторов, действующих в сфере средних (для округа) предприятий. Ограниченность их возможностей, в том числе финансовых, вынуждает их ставить перед органами государственного управления округа такие требования, как ("финансирование (соинвестирование) и льготное кредитование, равные или превосходящие по своим объемам их собственные вложения, предоставление долгосрочных налоговых и других льгот, ослабление залоговых условий по кредитам и прочие уступки, ухудшающие бюджетные и другие позиции округа. Недостаточная инвестиционная активность частных и других структур приводит к вынужденному избыточному участию государственной власти округа в развитии именно производства, хотя ведущая роль ей должна принадлежать во вложении государственных средств в развитие региональной инфраструктуры.

Потенциал развития. Основной потенциал развития инвестиционной деятельности в социальной сфере и экономике формируют следующие факторы:

1) высокий уровень инвестиций из окружного и ряда муниципальных бюджетов (МО "Агинское", "Могойтуй" и "Дульдурга"), направляемых в социальную сферу, ЖКХ, строительство и инфраструктуру экономики. Их объем в период 2006-2010 годы в целом может дойти до 3,0 млрд.рублей;

2) рост инвестиций из федерального бюджета, направляемых на развитие дорог, хозяйственной инфраструктуры (связь, энергетика и др.) и социальной сферы. Их сумма в период до 2010 года может достичь 1500 млн.рублей;

3) рост целевых инвестиций из федерального бюджета, направляемых на ведение геологоразведочных работ на территории округа. Суммарно до 2010 года они могут превысить 200,0 млн.рублей;

4) рост иностранных инвестиций в экономику округа, направляемых на реализацию совместных и других проектов в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, переработки древесины, производства мебели, сборочных и других производств. В совокупности они могут достичь 570,0 млн.рублей (до 2010 года);

5) рост иностранных и российских (извне округа) инвестиций в транспортную и грузотранзитную инфраструктуру региона. В период 2006-2010 годы они могут составить до 450,0 млн.рублей;

6) сохранение высокого уровня осуществления инвестиций и инвестиционного кредитования из окружного бюджета, окружного и муниципальных ФПМП, направляемых на софинансирование проектов, осуществляемых предпринимательскими структурами в конкурентоспособных секторах экономики региона, и на прямое государственное финансирование инфраструктурных проектов и отдельных проектов в производстве. Их сумма в предстоящий период может дойти до 1000 млн.рублей;

7) рост инвестиционных кредитов, выделяемых банковскими структурами действующим предприятиям и организациям округа (до 1,5 млрд.рублей в 2006-2010 годы).