Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

1.4. Оценка финансового состояния


За последние годы по темпам роста валового регионального продукта (11,3% в год) округ превышает среднероссийский уровень (6,7%) и входит в число регионов-лидеров в Сибирском федеральном округе. Среднемесячная начисленная заработная плата за 2006 год составляет 6759,9 рублей, в сравнении с 2001 годом увеличилась в 3,9 раза. Инвестиции в основной капитал в 2006 году достигли 6199,4 млн.рублей, что в 32,7 раза превышает показатели 2001 года.

Дотационность бюджета в 2006 году достигла 6,6%, государственный внутренний долг округа снизился с 13,0 млн.рублей до 7,4 млн.рублей по состоянию на 01.01.2007.

Ежегодно увеличивались собственные доходы округа в отличие от безвозмездных поступлений из федерального бюджета (в 2000 г.собственные доходы консолидированного бюджета составили 59,5 млн.рублей, а безвозмездные поступления 317,8 млн.рублей, в 2002 г.соответственно 395,6 млн.рублей и 646,3 млн.рублей и в 2006 г.соответственно 15971,7 млн.рублей и 1151,8 млн.рублей). В 2001 году в общем объеме доходов консолидированного бюджета собственные доходы составляли 22,4%, то в 2006 году - 98,4%.

Структура основных налоговых доходов в бюджете


С 2001 года (5517 тыс.рублей) налог на совокупный доход в денежном выражении вырос в 9 раз и в 2006 году он составил 28904 тыс.рублей. Это было достигнуто за счет целенаправленной государственной поддержки малого предпринимательства в виде упрощенных формул налогового обложения и льготных кредитных ресурсов. Высокие темпы роста показал также налог на доходы физических лиц, что основывалось на своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, снижении задолженности по заработной плате в материальной сфере и опережающем росте денежных доходов населения в сравнении с инфляцией. Денежные доходы населения округа выросли в 2006 году на 27%, по сравнению с прошлогодним периодом. Увеличение сумм налогов на доходы физических лиц и налогов на совокупный доход свидетельствует о соответствующем росте денежных доходов населения и возрастающем практическом значении развития малого предпринимательства.

Приоритеты по расходам


В последние годы наблюдалось увеличение расходов по всем сферам социально-экономического развития округа. За последние пять лет финансирование образования в бюджете возросло в 4,8 раза, культуры - в 7,5 раза, здравоохранения и спорта - в 6,1 раза. В целом в окружном бюджете удельный вес расходов на социально-культурную сферу возрос в 4,5 раза, на сельское хозяйство в 9 раз, на жилищно-коммунальное хозяйство - в 15 раз.

В 2006 году удалось увеличить размер ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан - для ветеранов труда, тружеников тыла и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий с 450 рублей до 500 рублей и для реабилитированных лиц с 500 рублей до 550 рублей. В 2007 году увеличили размер пособия родителям, имеющим детей.

В округе сложилась структура бюджета, характеризующаяся устойчивым ростом капитальных расходов. Некоторое снижение наблюдалось в 2005 году, но это было связано с началом монетизации натуральных льгот, что потребовало дополнительных трансфертов из окружного бюджета.

Межбюджетные отношения


Положения, заложенные в Федеральном законе N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализовывались в округе задолго до принятия Закона. Так местное самоуправление в округе было построено по поселенческому принципу еще в 1999 году. В составе окружного бюджета с 1999 года появился Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, средства фонда были предназначены для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Расчет данного фонда осуществлялся согласно утвержденной методики на основании нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому виду деятельности осуществляемому органами местного самоуправления. Затем был образован Фонд развития местного самоуправления, благодаря которому за 5 лет удалось значительно улучшить налогооблагаемую базу муниципальных образований за счет открытия новых предприятий, развития малого предпринимательства и создания малых предприятий в поселениях. Благодаря чему уровень дотационности местных бюджетов снизился с 90% до 45%.

Приняты законы по вопросам межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, сформированные по единой формуле, образованы ряд фондов помощи муниципальным образованиям, у которых еще недостаточна собственная доходная база для реализации полномочий, законом автономного округа на постоянной основе закреплены нормативы отчислений от доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Функциональная структура расходов бюджета округа за последние годы сохраняется в пользу раздела "Национальная экономика". В данном разделе наибольшую долю составляют расходы по капитальному строительству. Доля расходов раздела "Национальная экономика" в общей структуре расходов составляет 40,3%.

Важным аспектом исполнения окружного бюджета является оказание финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы. Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты" в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросли в 1,5 раза.