Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

Таблица 8

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
производства на крупных и средних предприятиях округа


2004 год

2005 год (предварительные данные)

Прибыль (убыток)

Себе-
стоимость

Рента-
бельность (%)

Прибыль (убыток)

Себе-
стоимость

Рента-
бельность (%)

1. Агинский хлебозавод

-329

1913

-17,2

-130

906

-14,3

2. ЗАО "Новоорловский ГОК"

-13880

37100

-36,1

-30569

50269

-60,8

3. ГУП "Мясокомбинат "Агинский"

326

17668

1,8

2000

20100

10,0

4. ООО "Могойтуйская продовольственная компания"

-3639

9007

-40,4

-431

16288

-2,6

7. ООО "Агинская торгово-промышленная компания"

103

2680

3,8

8. ОАО "Могойгуйский мясокомбинат"

-638

1612

-39,6

9. АООТ "Молоко"

-121

178

-68,0

10. ЗАО "Агроэликс"

54

24934

0,2


Основные причины недостаточной рентабельности и, соответственно, низкой конкурентоспособности промышленных производств округа состоят в следующем:

1) более высокая, чем в большинстве российских регионов, стоимость электроэнергии, комплектующих и материалов, завозимых в регион из отдаленных промышленных центров;

2) моральная и физическая изношенность технологий, применяемых на предприятиях, построенных в советское время;

3) узость и малая емкость регулируемых местных рынков;

сильное конкурентное давление, снижающее цены реализации местной продукции;

4) недостаточная квалификация менеджмента.

С другой стороны, в округе на недостаточном уровне, особенно в сравнении с сельскохозяйственной программой, ведется региональная поддержка и регулирование промышленного развития.

В целом в хозяйственной сфере округа практически отсутствуют ассоциативные и другие объединительные связи, призванные создавать дополнительные преимущества от финансово-экономической, торговой и производственно-технологической интеграции, осуществляемой в виде холдингов, финансово-промышленных групп и кластеров. Товаропроизводители недостаточно занимаются маркетингом рынка и не ведут активной реализационной политики, которая могла бы повысить эффективность и конкурентоспособность их производств (за счет более высоких цен реализации продукции).

Преобладающая часть сельскохозяйственных, перерабатывающих и промышленных предприятий округа еще не включилась в межрегиональную отраслевую интеграцию. Вхождение в структуры крупных и успешных вертикальноориентированных компаний (сибирских, читинских и других) облегчила бы разрешение ими вопросов реализации продукции, модернизации производства и товарных рядов, развития маркетинга и профессионального роста кадров специалистов и менеджеров. При этом следует отметить, что недостаточный уровень подготовки последних и в целом дефицит современных управленческих кадров, способных создать или эффективно руководить предприятиями и организациями реального сектора, стали еще одним серьезным недостатком хозяйства региона. По сути, налицо диспропорция между наличествующими сегодня инвестиционными, с одной стороны, и кадровыми, с другой стороны, ресурсами (возможностями, потенциалами) округа.

Устранение этих проблемных мест не только необходимо, но и возможно, хотя и потребует от самих участников рынка и органов государственного управления существенных усилий, средств и времени. С другой стороны, успешное решение данных недостатков как раз и может стать весьма значительным резервом экономического роста территории.