На протяжении последних пяти лет Администрацией округа особое внимание уделяется развитию отрасли ЖКХ - обеспечению устойчивого функционирования систем жизнеобеспечения, модернизации инженерной инфраструктуры, также повышению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Инфраструктура жилищно-коммунальной сферы округа характеризуется следующими показателями: общий жилищный фонд - 1074,2 тыс.кв.м. в том числе в собственности: муниципальной -117,6 государственной - 17,8 тыс.кв.м., частной - 935,2 тыс.кв.м., смешанной - 3,6 тыс.кв.м.; муниципальных котельных - 122, тепловых сетей - 62,8 км., водопроводных сетей - 18,9 км., сетей канализации - 13,6 км.,
В рамках ежегодно принимаемых окружных целевых программ по подготовке предприятий бюджетной сферы и ЖКХ к отопительному сезону удалось провести ремонт и реконструкцию - 65 котельных, построить и провести замену - 9,9 км. тепловых и 5,4 км. водопроводных сетей. В течение последних 5 лет осуществлены значительные объемы капитальных вложений на подготовку предприятий бюджетной сферы и ЖКХ к отопительному сезону, связанной с ремонтом зданий объектов социальной сферы и реконструкцией коммунальной инфраструктуры округа. Всего на эти цели из окружного бюджета было выделено 355 млн.руб., в том числе в 2005 году более 130 млн.руб. В настоящее время коммунальная сфера округа вышла на достаточно устойчивый уровень функционирования, стабилизировалась работа большинства объектов теплоснабжения, обеспечивающих предприятия социальной сферы и ЖКХ.
Однако, несмотря на все позитивные сдвиги и стабилизацию в отрасли, в данном секторе многие стратегические цели развития еще не достигнуты, так на недостаточно качественном уровне осуществляется коммунальное обслуживание жителей и организаций крупных поселков округа. Отрасль остается чрезвычайно затратной и структурно несовершенной. Низок уровень ее коммерциализации, что обусловливает высокую долю текущих расходов на содержание и развитие отрасли, также необходимо отметить, что использование уже существующих коммунальных сетей и котельного оборудования предприятий отрасли ограничены возможностями использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства. В связи с возросшими за последние годы темпами капитального строительства и ввода в эксплуатацию жилья и объектов социальной сферы возникает ряд острых проблем по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению в окружном и районных центрах.
Отсутствие центрального водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений, дефицит тепловой энергии является сдерживающим фактором в развитии градостроительства округа. Строительство новых канализационных сетей и очистных сооружений в комплексе с центральной системой водоснабжения позволит не только рационально использовать земельные ресурсы, но и позволит улучшить санитарно - экологическую ситуацию в населенных пунктах округа. Сегодня не только в окружном, но и в районных центрах существует большой дефицит тепловой энергии, который вызван возросшими темпами капитального строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов социальной сферы. Следует отметить, что ряд неэффективных и маломощных котельных не только не отвечает современным условиям развития отрасли, но и не соответствует требованиям экологии и охраны окружающей среды. В некоторых муниципальных образованиях уровень износа теплотехнического оборудования котельных, тепловых и водопроводных сетей составляет порядка 60 и более процентов.
Кризисная ситуация, сложившаяся в градообразующем поселке Новоорловский в обеспечении 5 тысячного населения теплом и питьевой водой, также вызвана ветхостью существующих тепловых и водопроводных сетей, износа теплотехнического оборудования центральной котельной, достигшей 65-70%. Ежегодно из окружного бюджета выделяются значительные финансовые средства на текущий ремонт котлов и котельного оборудования существующей котельной, которая была сдана в эксплуатацию в 1979 году. Оборудование котельной физически и морально устарело, имеет низкий КПД и большие эксплуатационные затраты. Данная котельная требует коренной реконструкции с полной заменой оборудования и ремонтом тепловых сетей. Реализация этого проекта позволит стабилизировать теплоснабжение и горячее водоснабжение поселка, снизить в 2 раза расход топлива на выработку тепловой энергии, в 1,5-2,5 раза - потребление электроэнергии, уменьшить количество обслуживающего персонала, что, следовательно, приведет к общему снижению тарифов на отпускаемую тепловую энергию. В последние годы создалось угрожающее положение в обеспечении питьевой водой населения поселка Новоорловский, вызванного ветхостью водовода, проложенного в 1982 году, которая может привести к прекращению подачи воды на центральную котельную, обеспечивающую теплом жилые дома и объекты социальной сферы.
Создание современной коммунальной инфраструктуры (строительство централизованной системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) в крупных населенных пунктах округа в нынешних условиях продиктовано возросшими темпами строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья и объектов социальной сферы, и требует дальнейшего программного и поэтапного решения существующих проблем в отрасли. Анализ существующих проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве свидетельствует о неэффективной системе управления, существенных недостатках в содержании жилых домов, дотационности сферы и неудовлетворительном финансовом положении предприятий отрасли, высоких затратах, отсутствии экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, дефиците квалифицированных кадров и неразвитости конкурентной среды. Финансовое положение некоторых муниципальных предприятий ЖКХ при существующих схемах финансирования не позволяет за счет собственных средств решать проблемы обеспечения ремонта и реконструкции, а тем более модернизации объектов ЖКХ. Нет унифицированной схемы финансирования данных мероприятий с учетом привлечения средств собственников жилищного фонда, в т.ч. физических лиц и органов местного самоуправления.
В качестве основных стратегических целей в сфере ЖКХ предполагается следующее:
1) модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
2) повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;
3) привлечение частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В 2006-2007 годы должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 55%, увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 20%, увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров - до 15% от общего количества организаций коммунального комплекса.
В 2008-2010 годы должно быть достигнуто снижение общего износа основных фондов коммунального сектора до 50%, увеличение доли частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры до 40%, увеличение доли частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров - до 30% от общего количества организаций коммунального комплекса.