Недействующий

О Комплексной программе социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (утратил силу с 25.12.2009 на основании Закона Забайкальского края от 10.12.2009 N 295-ЗЗК)

5.2. Оценка конкурентоспособности округа в привлечении инвестиционных ресурсов


По причине сохранения сложных хозяйственно-экономических условий, округ все еще остается в группе регионов с недостаточной инвестиционной привлекательностью.

Недостаточная инвестиционная привлекательность округа в привлечении инвестиционных ресурсов объясняется рядом специфических проблем, сдерживающих экономическое и социальное развитие.

Одной из главных специфических проблем округа, сдерживающих экономическое и социальное развитие, являются присущие его территории сложные хозяйственно-экономические условия, в которых функционируют сельское хозяйство, промышленность, строительный комплекс, ЖКХ и другие отрасли экономики. К ним относятся:

1) тяжелые природно-климатические условия (почти 7 месяцев зимнего периода, частые и сильные засухи, слабое плодородие почвы, изреженность естественного травостоя), которые обуславливают постоянно высокую затратность и недостаточный уровень рентабельности любого производства, размещенного на территории округа, и прежде всего его основной отрасли - агропромышленного комплекса;

2) значительная удаленность территории округа от крупных промышленных центров страны, производящих необходимые для экономики региона энергоресурсы, удобрения, горюче-смазочные материалы, запасные части и оборудование, а также от развитых рынков сбыта продукции округа (средняя удаленность округа от интересующих промышленных центров составляет около 2500 км), неминуемо приводит к значительному (до 10-15%) удорожанию продукции местных производств и снижению конкурентных качеств товаров, выпущенных в округе.

Крупной и неразрешенной проблемой округа остается изначально несовершенная структура его экономики.

В частности, в структуре валовой продукции округа высокую долю (21%) занимает сельское хозяйство, объективно отличающееся от других отраслей невысокой производительностью труда, низким налоговым эффектом для территории и чрезвычайно сильной зависимостью от сезонных погодно-климатических катаклизмов. В сельскохозяйственном производстве занято 6,5 тыс.чел. или 21% от экономически активной части населения, поэтому низкий уровень заработной платы в сельхозпредприятиях (до 1500 руб.), сложившийся в силу недостаточной рентабельности производства, негативно сказывается и на материальном состоянии значительной части жителей региона.

Промышленность в структуре экономики региона занимает лишь 19,4% (по объемам производства продукции) и до последних лет была представлена в основном небольшими по своим мощностям предприятиями с низким переделом продукции и устаревшим технологическим оборудованием (переработка леса и сельскохозяйственного сырья, производство хлебобулочных и колбасных изделий, производство красного кирпича и извести, выпуск печатной продукции, производство концентрата тантала и вольфрама, добыча угля). В период с 1999 года по 2006 год частичной модернизации подверглось 36% от имевшихся производств, создано 19 новых предприятий (в основном малых), производящих пищевую продукцию по современным технологиям, строительные материалы и ряд других товаров преимущественно для внутреннего рынка округа. На разных стадиях реализации находится еще 11 проектов по созданию новых малых и средних производств. Тем не менее, их суммарные производственные мощности и налогообразующий потенциал (не более 250 млн.руб. в год) не позволяют кардинально решить вопрос бюджетной самодостаточности региона.

Между тем, округ, по данным ряда региональных геологических служб (ЗабНИИ геологии, ФГУП "Читагеолсъемка", Главного Управления природных ресурсов по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу и т.д.), обладает крупными прогнозными запасами сурьмы, меди, висмута, вольфрама, золота, марганца и других полезных ископаемых, месторождения которых находятся в непосредственной близости от развитых транспортных магистралей Забайкалья.

Организационная поддержка и финансирование федеральным центром детальных геолого-разведочных и поисково-оценочных работ на территории округа и последующее привлечение инвестиций заинтересованных структур в добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов позволят полностью решить приведенные проблемы региона. Отдельные проекты, к примеру, разработка Уронайского полиметаллического месторождения, добыча и переработка сурьмы, будут иметь и достаточно большое федеральное значение.

Привлечение извне округа крупных объемов частных и даже федеральных инвестиций затруднено и постоянно сопряжено с высокой долей (не менее 50% и выше) обязательного соинвестирования со стороны окружного бюджета. Это приводит к замедлению процессов модернизации производств, создания новых конкурентоспособных предприятий и вовлечения экономики округа в активные межрегиональные и международные хозяйственные отношения.

В связи с началом реализации проекта создания промышленной зоны в п.Могойтуй, ожидается всплеск иностранных инвестиций. По оценке на 2007-2008 годы ожидаются иностранные инвестиции порядка 6,5 млн.долларов США которые будут направлены на создание сборочных предприятий на территории промышленной зоны. По анализу на 2008-2010 годы прогнозируются иностранные инвестиции порядка 40 млн.долларов, которые будут также направлены на создание предприятий промышленной зоны. Планируется, что на территории промышленной зоны будут создаваться предприятия только высокотехнологичные с высокой степенью автоматизации и компьютеризации, экологически безопасные сборочные предприятия