ИНВЕСТИЦИИ
в строительство объектов социальной сферы за счет всех источников, тыс.руб.
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Образование | 6566,9 | 28680,0 | 59833,7 | 113470,2 | 150916,7 |
Здравоохранение | 3068,0 | 11612,3 | 46189,7 | 85581,1 | 92014,0 |
Культура | 50,0 | 3022,2 | 15377,0 | 59044,4 | 29767,4 |
Социальная защита | 2659,7 | 7404,0 | 15444,1 | 13093,0 | |
Физическая культура и спорт | 529,0 | 390,0 | 623,0 | 12491,0 | 17515,0 |
В 2001-2005 годы на реконструкцию и новое строительство в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и спорта направлено 775,3 млн.руб., что в сопоставимых ценах в 11 раз больше, чем предыдущий 5-летний период.
За короткий промежуток времени в округе построено 8 новых типовых зданий образовательных учреждений (более 1000 мест), 5 зданий дошкольных образовательных учреждений на 345 мест, 9 новых зданий больниц и других учреждений здравоохранения (на 210 койко-мест, на 250 посещений), окружной музей, сельский клуб, 6 домов-интернатов для престарелых, реабилитационных центров и др.учреждений социальной защиты населения, 54 типовых спортивных залов, стадионов и спортплощадок по разным видам спорта. Кроме того, реконструкции, капитальному ремонту и модернизации подверглось более 60% имеющихся зданий и сооружений социальной сферы региона. На различных стадиях строительства, с практически решенным финансированием, находятся еще 32 объекта, в том числе такие крупные, как противотуберкулезный диспансер (302,0 млн.руб. сметной стоимости), три Дворца спорта в районных центрах, окружная поликлиника и др.
В целом новейший период в экономике и социальной сфере округа, охватывающей 1998-2005 годы нужно, прежде всего, охарактеризовать, как период грамотной, целенаправленной и результативной деятельности органов государственного управления региона, результатом которой стало успешное решение стратегически важного вопроса финансового обеспечения территории и, далее, стабилизация экономики и устойчивое социально-экономическое развитие округа.
В настоящее время округ по таким важнейшим индикаторам развития, как темпы роста ВРП и производства промышленной продукции, динамика роста объемов капитального и жилищного строительства, розничной торговли, денежных доходов населения и ряду других, позиционируется как один из регионов-лидеров в СибФО. В результате массированных бюджетных инвестиций решено большинство стратегических задач в развитии материально-технической и технологической базы в социальной сфере и ЖКХ, объемы и качество социальных услуг населению выведены на уровень, не уступающий показателям крупных соседних регионов. Практически все отрасли хозяйственной сферы округа функционируют в режиме роста их объемных показателей, ежегодно растут инвестиционные вливания и начато их качественное развитие. Четче выявились стратегические секторы экономики, развитие которых в перспективе будет определять конкурентоспособность и востребованность хозяйственной деятельности в регионе. Это, прежде всего, пастбищное животноводство, продуцирующее экологически чистое мясо, качественную овечью шерсть и кожсырье, горнорудная промышленность, транзитная экономика и другие, более мелкие, но рентабельные отраслевые направления.
Вместе с тем, в хозяйственной сфере округа выявился ряд принципиальных недостатков, проблем и диспропорций, без устранения которых перспективное развитие экономики региона в целом будет проблематичным. Это, прежде всего, отсутствие в структуре экономики региона одной или нескольких крупных и сильных отраслей - лидеров ("локомотивов"), способных в процессе своего развития подтянуть развитие и смежных отраслей. В такой ситуации несвойственную функцию "локомотива" вынуждены исполнять органы государственного управления и бюджет округа. В частности, в период 2001-2005 годы доля окружных бюджетных инвестиций в экономику в общей структуре производственных капиталовложений составила 35% (647,9 млн.рублей). При этом темпы роста бюджетных вложений, направленных на возвратной и безвозвратной основе, опережают динамику остальных вложений.