Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2012 годы"

     
I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Основные негативные тенденции в агропромышленном комплексе Российской Федерации, в том числе и в Кабардино-Балкарской Республике, выражены сокращением поголовья скота, снижением ресурсного потенциала, длительное время сохраняющимися низкими показателями финансово-экономической эффективности товаропроизводителей, слабой социальной защищенностью работников агропромышленного комплекса.

Развитие сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в 2002 - 2006 годах, характеризуясь в целом положительной динамикой объемов производства продукции (в среднем 101,8 процента в год), было неустойчивым, носило инерционный характер и обусловливалось экстенсивными факторами.

За указанный период посевные площади в республике сокращены на 10 тыс. га, поголовье крупного рогатого скота снизилось на 23 тыс. голов, численность работников в сельскохозяйственных предприятиях сократилась в 3 раза, стоимость основных производственных фондов сельского хозяйства уменьшилась на 25 процентов, более 30 предприятий агропромышленного комплекса перестали функционировать по причине финансовой несостоятельности.

Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей республики за последние годы серьезно в позитивную сторону не изменилось и остается сложным. Значительная часть крупных и средних сельскохозяйственных предприятий находится в состоянии финансового и производственного кризиса. Около половины сельскохозяйственных предприятий убыточны.

Расширенное воспроизводство, являющееся экономической закономерностью для эффективности и конкурентоспособности, в сельском хозяйстве не обеспечивается, и роль государства в экономическом регулировании процесса воспроизводства на данный момент недостаточна. Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет на должном уровне оплачивать сельскохозяйственный труд, своевременно осуществлять обязательные платежи в бюджетную систему.

Реструктуризация долгов в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" оказала стимулирующее воздействие на экономику ряда сельскохозяйственных предприятий республики, дальнейшее развитие которых сдерживалось главным образом наличием задолженности прошлых лет. В состав участников программы финансового оздоровления было включено 112 сельскохозяйственных предприятий республики (около 80 процентов от общего количества крупных и средних сельскохозяйственных предприятий), общая сумма реструктурированных долгов составила 1,4 млрд. рублей. Вместе с тем значительная часть сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших отсрочку платежей по долгам, испытывает сложности с выполнением условий реструктуризации в части оплаты текущих налоговых платежей, соглашения о реструктуризации долгов с 38 сельскохозяйственными предприятиями расторгнуты.

С введением практики арендного землепользования в последние годы возникла отчетливая тенденция снижения сельскохозяйственными предприятиями площадей обрабатываемых сельскохозяйственных угодий и объемов производства. Только за период 2004 - 2005 годов площадь обрабатываемых ими земель уменьшилась в 2 раза. Соответственно снизилась и доля сельскохозяйственных предприятий в общем объеме производимой в республике сельскохозяйственной продукции. В 2006 году в структуре продукции сельского хозяйства доля сельскохозяйственных предприятий составила 9 процентов, хозяйств населения - 70 процентов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 21 процент.

Правовая и практическая нерешенность вопросов собственности и права пользования в отношении земель сельскохозяйственного назначения остается в республике одним из главных препятствий для привлечения инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство и повышения эффективности сельскохозяйственного землепользования.

Основной причиной сохраняющегося финансово-производственного кризиса в отрасли является предельно снизившийся материально-технический и кадровый потенциал сельскохозяйственных предприятий.

За последние три года коэффициент обновления техники, то есть отношение числа приобретенной техники к ее наличию на конец года, колеблется по разным видам от 1,3 до 7,7, а отношение числа списанной техники к ее наличию на начало года - от 6,8 до 25. То есть темпы выбытия техники в разы превышают ее обновление.

За пределами срока амортизации эксплуатируются от 70 до 90 процентов единиц имеющейся техники, в частности 75 процентов тракторов, 67 процентов зерноуборочных комбайнов, 86 процентов кормоуборочных комбайнов, 70 процентов остальных сельхозмашин. Изношенность, а, следовательно, и низкая технологическая готовность сельскохозяйственной техники приводит к тому, что в работе участвуют не более 70 процентов единиц имеющегося парка машин.

Нехватка оборотных средств и инвестиционных ресурсов остается одной из основных проблем товаропроизводителей агропромышленного комплекса, решение которой напрямую связано с развитием кредитования.

В системе кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в последние годы произошли определенные положительные изменения. Механизм компенсации из федерального бюджета части затрат на погашение процентов по кредитам, масштабы и интенсивность применения которого с началом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" значительно возросли, стимулировал привлечение кредитов в сельское хозяйство. Банковские кредиты стали более доступны и предоставляются теперь на более длительные сроки.

Основной проблемой дальнейшего расширения кредитования в сельском хозяйстве является неудовлетворительное финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, недостаток залогового обеспечения для получения кредитов.

Финансовая неустойчивость и кризис в большинстве предприятий АПК отразился и на уровне их доходов. Уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве в 2006 году составил 3366 рублей, в пищевой и перерабатывающей промышленности - 3966 рублей.

Эти факторы обусловили снижение до минимума привлекательности сельского хозяйства как сферы занятости, повлекли за собой не только сокращение в разы численности работников на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, но также в значительной степени негативно сказались на процессе преемственности кадров, сохранении и развитии квалификационного уровня трудовых ресурсов в его отраслях.

Для мотивации притока в АПК молодых и высококвалифицированных специалистов требуется комплексный подход, предполагающий повышение эффективности производства и рост оплаты труда работников, восстановление престижа работника сельского хозяйства, многостороннее обеспечение его социальной защиты.

На фоне сохранения сложной ситуации в сфере агропромышленного производства в 2006 году произошли некоторые позитивные изменения по ряду направлений развития АПК республики.

В 2006 году произведено продукции сельского хозяйства на сумму 15318,9 млн. рублей или 100,4 процента в сопоставимой оценке к уровню 2005 года. Валовые сборы основных сельскохозяйственных культур превысили объемы 2005 года и прогнозные показатели, появились позитивные сдвиги в развитии животноводства.

В 2006 году удалось обеспечить динамику численности крупного рогатого скота 103,5 процента к уровню 2005 года, производства молока - 100,9 процента. В первую очередь этот эффект получен от реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в рамках которого в 2006 году модернизировано 3400 скотомест, и малыми формами хозяйствования в агропромышленном комплексе привлечено более 500 млн. рублей кредитных ресурсов.

Впервые за многие годы был эффективно использован для оказания поддержки сельскохозяйственному производству механизм регионального производственного фонда. Сельскохозяйственным товаропроизводителям республики в счет поставок зерна пшеницы в региональный продовольственный фонд были предоставлены минеральные удобрения для подкормки озимых зерновых культур на сумму 16 млн. рублей, что положительно повлияло на урожайность зерновых культур, которая в 2006 году выросла на 5,7 ц/га.

Вместе с тем большая часть урожая в современном экстенсивном земледелии в республике формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ и потерям гумуса, содержание которого в пахотных почвах Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время низкое и составляет в среднем 3,6 процента.

Слабо используются конкурентные преимущества республики в развитии животноводства. Значительная площадь естественных пастбищных и сенокосных угодий в республике обеспечивает возможность развития кормовой базы животноводства при минимальных затратах. Этот потенциал используется незначительно. Сохраняется отрицательная динамика производства в овцеводстве - традиционном и приоритетном направлении животноводства республики.

Сложная ситуация с опасностью распространения птичьего гриппа усугубила проблемы развития птицеводства, нуждающегося в масштабной технологической и технической модернизации.

Показатели продуктивности сельскохозяйственных животных в республике в 2006 году имели положительную динамику, но при этом остаются очень низкими, что связано с продолжительным отсутствием в Кабардино-Балкарии должной племенной работы и недостаточным кормообеспечением.

Остановить снижение численности поголовья, стабилизировать ситуацию, а затем обеспечить ощутимый рост производства в животноводстве можно только путем внедрения высоких технологий, создания крупных современных ферм и комплексов. Республика здесь находится на самой начальной стадии развития. В Кабардино-Балкарской Республике последнее время практиковалось мелкотоварное производство в животноводстве, и переход к крупному производству связан со многими проблемами не только финансового, но и земельного, кадрового и иного характера.

В настоящее время существует определенный пробел в вертикали управления агропромышленным комплексом: административный ресурс в координации сельхозпроизводства себя уже объективно изжил, рыночные отношения требуют маркетингового подхода, в частности эффективной сбытовой стратегии, в том числе на государственном и муниципальном уровнях.

Сбыт произведенной продукции является сегодня основной проблемой для малых форм хозяйствования в АПК, препятствующей повышению рентабельности продукции и доходов сельского населения.